Ники Хопкинс

    В конце 60-х – начале70-х искусство этого музыканта являлось неотъемлемой частью таких эпохальных хит-композиций “Rolling Stones”, как “Sympathy For The Devil” и “Angie”. Однако, он знаменит не только работой с «Величайшей группой мира». Ники Хопкинс по праву считался одним из самых известных и одаренных студийных музыкантов в западном роке. Он так и не связал свою судьбу ни с одним коллективом (чего очень хотелось многим его коллегам), но и без этого внёс свою лепту в историю мировой поп-музыки.
   Николас Кристиан Хопкинс родился в Лондоне 24 февраля 1944 года. Впервые к фортепиано он подошел в 3 года. С 6 лет он стал брать первые частные уроки игры на пианино, а в 11 поступил в Королевскую академию музыки. Впрочем, мечты о карьере исполнителя классической музыки прельщали Ники недолго: он увлёкся рок-н-роллом и в 1960 году вошел в состав первой в своей жизни рок-группы “The Savages”, барабанщиком которой был Карло Литтл. В мае 1962 года Ники недолго играл в Гамбурге, а через 2 месяца присоединился к коллективу Сирила Дэвиса “The All Stars”. Дэвис тогда только что расстался с Алексисом Корнером (их обоих еще застал в “Blues Incorporated” Мик Джаггер). Сирил Дэвис и его команда выступали в лондонских клубах Лондона, главным образом в “Marquee”, и перед ними публику иногда разогревала начинающая группа “The Rollin’ Stones”. Карло Литтл, который тоже играл с Сирилом, порой занимал в ней место за ударной установкой, но отвергал предложения перейти в “Stones” насовсем. Всё дело в том, что тогда он считался одним из лучших барабанщиков Лондона, и поэтому был слишком крут для них.
   В 1963-м вышел первый сингл Дэвиса, в записи которого принимал участие Хопкинс – “Country Line Special”/”Chicago Calling”. Сирил скончался от лейкемии 7 января 1964 года. К тому времени Ники временно прекратил занятия музыкой: он страдал хроническим воспалением кишечника, ему удалили желчный пузырь и левую почку, начались проблемы с легкими. Только в 1965 г. он снова вернулся в мир музыки. Но слабое здоровье не позволяло ему долго гастролировать, поэтому он сконцентрируется в основном на студийной работе. Хопкинс начал играть с “The Who”, “Pretty Things”, “Kinks” , одна из песен которых ( “Session Man”) была посвящена ему самому. Некоторое время Хопкинс играл в составе группы “The Outlaws”, гитаристом которой был Риччи Блэкмор.
   В 1966 году музыкант выпускает дебютный сингл “Mr. Big”, чуть позже вошедший в альбом “The Revolutionary Piano Of Nicky Hopkins”. Стилистически он был далёк от рока, в нем преобладали эстрадные мелодии с оркестром, однако на нём нашлось место обработке песни Джаггера-Ричардса “Satisfaction”. Вероятно, Ники подсознательно тянуло к “Stones”. Немного погодя эта тяга приобрела осязаемые очертания: по приглашению Джимми Пейджа Хопкинс принял участие в записи музыки к фильму “Mord Und Totschlag”, автором которой был Брайан Джонс, на лондонской студии “IBC”. Брайан был так вдохновлен игрой молодого пианиста, что сразу же рассказал о нем Мику Джаггеру. И хотя по отношению к Яну Стюарту такой шаг был чем-то вроде предательства, Джонс, как истинный создатель «Роллингов», прекрасно понимал, какие новые горизонты перед группой может открыть сотрудничество с Ники. Безусловно, Хопкинс был куда более техничен и музыкален, чем Стю, но на дружескую ногу с остальными «Stones» так и не встал, держась от них, как, впрочем, и подобает настоящему студийному музыканту, несколько особняком. 13 декабря 1966 г. Хопкинс впервые пришел на сеанс звукозаписи альбома “Between the Buttons”.
   Весной 1967-го, в преддверии великого «Лета Любви», по приглашению всё того же Пейджа, Ники записал 3 песни с “Yardbirds”, которые вошли в их финальный альбом “Little Games” - по иронии судьбы, на нём звучит и одна вещь при участии Стю. В мае Ники продолжил сотрудничество с «Роллингами» на диске “Their Satanic Majesties Request”. Классическое музыкальное образование Хопкинса сыграло свою роль в формировании звучания этой пластинки, в которое он привнес своеобразный академический привкус. Вскоре Билл Уаймен пригласил Ники на запись альбома своих протеже – группы “The End” (например, он играет в их песне “Loving Sacred Loving”, которую можно найти на бутлеге «Роллингов» “Ultra Rare Trax”). А на совместных сессиях с певицей П.П. Арнольд он знакомится с Мики Уоллером и Родом Стюартом, с которыми он в декабре 1967-го войдет в состав группы Джеффа Бека. Среди других интересных работ музыканта 1967-1968 гг. следует назвать участие в записях Марка Болана, Дэвида Боуи и предвестников “King Crimson” Джайлса, Джайлса и Фриппа. Талантом Ники восхищались и «битлы», пригласив его сыграть на сингле “Revolution”. По слухам, Ники также играет на нескольких вещах с "Сержанта Пеппера" (послушайте, например "Lovely Rita"), "Magical Mystery Tour" (в заглавной песне ?) и "Белого альбома".
   Хопкинс работал и над альбомом “Beggars Banquet”, где исполняет почти все клавишные партии. Здесь он отталкивается от «классического» звука, оригинальными, почти фанковыми аккордами дополняя ритмичные сочинения Джаггера-Ричардса. Осенью 1968 г. Джимми Пейдж приглашает его войти в состав только что собранных “The New Yardbirds” (позднее прославившихся под именем “Led Zeppelin”), но получает отказ: Ники предпочитает остаться с группой Бека. В композиции “Blues De Luxe” с его первого альбома “Truth” ( Рон Вуд на басу) Хопкинс просто блистает мастерством!
   С начала 1969-го он работает со "Stones" над новым альбомом, позднее названным "Let It Bleed". 23 апреля, в отсутствие Ричардса и Джонса, оставшиеся «Роллинги» плюс Ники и Рай Кудер записывают серию импровизаций, в 1972 г. вышедших под названием “Jamming With Edward”. Эдвард – это прозвище, которое Хопкинс получил после записи песни “Edward, The Mad Shirt Grinder” группы “Quicksilver Messenger Service” (Впоследствии вещь была перезаписана для второго сольника Ники). По другим данным, так его стали называть “Stones” , когда однажды Брайан Джонс, настраивая гитару, несколько раз попросил Ники дать ему ноту ми (E), но тот не слышал и все время переспрашивал, тогда Брайан воскликнул: «Дай мне E как в слове Edward!»
   К лету 1969 г. Ники перебрался жить из Лондона в Сан-Франциско и, таким образом, отказался от предложения Мика Джаггера сыграть с ним в Гайд-парке 5 июля 1969 г. Однако в октябре они еще встретились в Лос-Анджелесе, когда микшировали “Let It Bleed”. Cам Хопкинс тогда вовсю репетировал и записывался с “Jefferson Airplane”, с которыми выступил на фестивале в Вудстоке. По этой причине он также отказался участвовать в американском турне «Роллингов». Однако в 1971 г. он прокатился с группой по Англии в рамках её «прощальных» гастролей, затем отбыл со “Stones” во Францию на запись “Exile On Main St.” . Ники играл в американском турне 1972 г. и в новозеландско-австралийском турне 1973 г., но в европейское турне с ними не поехал по состоянию здоровья. Коллектив продолжил совместные с ним записи на Ямайке, а по возвращению оттуда Хопкинс записал свой второй сольный альбом “Tin Man Was A Dreamer”, где впервые запел. В записи ему помогали Мик Тейлор, Бобби Кис, Джордж Харрисон, Джек Вильямс ( не будущий ли соавтор Кена Хенсли ?) и другие менее известные музыканты. На этом альбоме преобладают мелодичные композиции, есть несколько отличных баллад со струнным оркестром, из которых следует отметить “Dolly”, посвященную жене, и “Lawyer’s Lament”. А вещь "The Dreamer" взял на свой альбом "Solitaire" (1973) известный эстрадный певец Энди Вильямс (в записи этой и еще одной композиции того диска Хопкинс тоже принимал участие).
   Ники играл и в нескольких песнях на альбомах “It’s Only Rock’n’Roll” и “Black And Blue”, после чего его пути с «Роллингами» разошлись. К тому времени им был больше нужен музыкант, ориентирующийся в современных веяниях – рэгги, «электрическом» фанке и др., и, скорее всего, с не такой ярко выраженной индивидуальностью в игре. Впрочем, имя Ники ещё появилось в «титрах» к альбомам “Emotional Rescue” и “Tattoo You” (что касается последнего, собранного, как известно, из «лоскутков», не попавших на предыдущие диски, то там использовались записи середины 70-х), а также на сольнике Ронни Вуда “1234”. В 1975 г. Ники записал третий сольник – “No More Changes”, в работе над которыми он ограничился малоизвестными музыкантами.
   Впоследствии Хопкинс участвовал в записях исполнителей «первого эшелона»: всех экс-«битлов»,”Badfinger”, Джека Брюса, Джо Кокера, Лонни Донегана, Донована, Бобби Киза, Питера Фрэмптона, Джерри Гарсия ( с ним он отправился в американское турне в 1975 г.), Хулио Иглесиаса, Гэри Мура, Джо Сатриани, Лео Сойера, Рода Стюарта, “Strawbs”, “The Who”. Апрель 1992 г. ознаменовался созданием группы "Tumbling Dice", в которую, кроме Хопкинса, вошли также Бобби Киз и Мик Тейлор. Коллектив совершил небольшое турне по клубам США, исполняя инструментальные композиции, включая "Edward" со 2-го альбома пианиста. Это сотрудничество с бывшими коллегами по "Stones", впрочем, продолжалось недолго. Ники вернулся к сольной карьере и записал целых 5 альбомов (из них 2 с киномузыкой). Однако проблемы со здоровьем становились все серъезнее, и 6 сентября 1994 г. он скончался в своем доме в Нэшвилле после сложной операции по поводу рака желудка. Кроме музыки, от него остались также черновики автобиографии, над которой он работал последние годы с Р. Коулменом. Его жена Мойра хранит и медаль Свободы, полученную Хопкинсом в 1989 г. от Международной ассоциации сайентологов (музыкант состоял в секте последователей Рона Хаббарда).

Назад

Хостинг от uCoz