Ники Хопкинс

    В конце 60-х – начале 70-х искусство этого музыканта являлось неотъемлемой частью таких эпохальных хит-композиций “The Rolling Stones”, как “Sympathy For The Devil” и “Angie”. Однако, он знаменит не только своей работой с «Величайшей группой мира». Ники Хопкинс по праву считался одним из самых известных и одаренных студийных музыкантов в западном роке. Он так и не связал свою судьбу ни с одним коллективом (чего очень хотелось многим его коллегам), но и без этого внёс свою весомую лепту в историю мирового рок-н-ролла.

   Николас Кристиан Хопкинс родился в Лондоне 24 февраля 1944 года. Впервые к фортепиано он подошел в 3 года. С 6 лет он стал брать первые частные уроки игры на инструменте, а всего в 11 лет поступил в Королевскую академию музыки. Впрочем, мечты о карьере исполнителя классической музыки прельщали Ники недолго: он увлёкся рок-н-роллом, и в 1960 году вошел в состав первой в своей жизни рок-группы “The Savages”, барабанщиком которой был Карло Литтл. В мае 1962 года Ники недолго играл с ней в Гамбурге, а через 2 месяца присоединился к коллективу Сирила Дэвиса “The All Stars”. Дэвис тогда только что расстался с Алексисом Корнером (их обоих еще застал в “Blues Incorporated” Мик Джаггер). Он и его команда выступали в джаз-клубах Лондона, главным образом в “Marquee”, и перед ними публику иногда разогревала начинающая группа “The Rollin’ Stones”. Карло Литтл также играл и с Сирилом, и с "Камнями", но отвергал предложения перейти к последним насовсем. А всё дело в том, что тогда он был известен как один из лучших барабанщиков Лондона, и потому считал себя слишком "крутым"для них.
   В 1963-м вышел первый сингл Дэвиса, в записи которого принимал участие Хопкинс – “Country Line Special”/”Chicago Calling”, ставший одновременно и единственным, так как 7 января 1964 года Сирил скоропостижно скончался от рака крови. К тому времени Ники временно прекратил занятия музыкой (еще с детства он страдал хроническим воспалением кишечника) и только в 1965 г. снова вернулся в мир музыки. Но слабое здоровье не позволяло ему долго гастролировать, поэтому Ники решил сконцентрироваться в основном на студийной работе. Он записывается с “The Who”, “Pretty Things” и “The Kinks”, одна из песен которых (“Session Man”) была посвящена ему самому. Некоторое время Хопкинс играл и в составе группы “The Outlaws”, гитаристом которой был Ритчи Блэкмор.
   Расставшись с "беззаконниками" несколько месяцев спустя, музыкант выпускает дебютный сингл “Mr. Big”, чуть позже вошедший в альбом “The Revolutionary Piano Of Nicky Hopkins”. Стилистически он был далёк от рока, в нем преобладали эстрадные мелодии с оркестром, однако тут нашлось место и для инструментальной обработки песни Джаггера-Ричардса “Satisfaction”. Вероятно, Ники подсознательно тянуло к “Stones”... Немного погодя эта тяга приобрела осязаемые очертания: по приглашению Джимми Пейджа он принял участие в записи музыки к фильму “Mord Und Totschlag”, автором которой был Брайан Джонс. Брайан был так вдохновлен игрой молодого пианиста, что сразу же рассказал о нем Мику Джаггеру. В итоге 13 декабря 1966 г. Хопкинс впервые пришел на сеансы звукозаписи альбома "Роллингов" “Between the Buttons”. И хотя по отношению к Иэну Стюарту такой шаг был чем-то вроде предательства, Джонс, как истинный создатель группы, прекрасно понимал, сколь заманчивые новые горизонты сможет открыть сотрудничество с Ники. Безусловно, он был куда более техничен и музыкален, чем Стю, но на дружескую ногу с остальными «Stones» так и не встал, держась от них (как, наверное, и подобает настоящему студийному музыканту) несколько особняком.

   Весной 1967-го, в преддверии великого «Лета Любви», по приглашению всё того же Пейджа, Ники записал 3 песни с “The Yardbirds”, которые вошли в их финальный альбом “Little Games” - по иронии судьбы, на нём звучит и одна вещь со Стю. В мае Ники продолжил сотрудничество с «Роллингами» на диске “Their Satanic Majesties Request”. Классическое музыкальное образование Хопкинса сыграло свою роль в формировании звучания этой пластинки, куда он привнес своеобразный академический привкус. Вскоре Билл Уаймен пригласил Ники на запись альбома своих протеже – группы “The End” (например, он играет в их песне “Loving Sacred Loving”, которую можно найти на бутлеге «Роллингов» “Ultra Rare Trax”). А на совместных сессиях с певицей Пи-Пи Арнольд он знакомится с Мики Уоллером и Родом Стюартом, с которыми в декабре 1967-го войдет в состав группы Джеффа Бека. Среди других интересных работ музыканта 1967-1968 гг. следует назвать участие в записях Марка Болана, Дэвида Боуи и предвестников “King Crimson” Джайлса, Джайлса и Фриппа. Талантом Ники восхищались и «битлы», пригласившие его сыграть на сингле “Revolution”. По слухам, он также играет и на нескольких вещах с "Сержанта Пеппера" (зацените, например "Lovely Rita"), "Magical Mystery Tour" (в заглавной песне ?) и "Белого альбома".
   Хопкинс активно работал и над альбомом "Роллингов" “Beggars Banquet”, где исполнил почти все клавишные партии. Здесь он отталкивается от «классического» звука, своими оригинальными, почти фанковыми аккордами дополняя скупые на эмоции ритмичные сочинения Джаггера-Ричардса. Осенью 1968 г. Джимми Пейдж приглашает его войти в состав только что собранных “The New Yardbirds” (позднее прославившихся под именем “Led Zeppelin”), но получает резкий отказ - Ники предпочёл остаться с группой Бека. И не прогадал: иначе бы мир никогда не услышал, как в композиции “Blues De Luxe” с первого альбома этой формации “Truth” (Рон Вуд на басу) Хопкинс просто блистает мастерством!
   С начала 1969-го он работает со "Stones" над новым альбомом, позднее названным "Let It Bleed". 23 апреля, в отсутствие Ричардса и Джонса, оставшиеся «Роллинги» плюс Ники и Рай Кудер записывают серию импровизаций, которые в 1972 г. вышли на диске под названием “Jamming With Edward”. Эдвард – это прозвище, которое Хопкинс получил после записи песни “Edward, The Mad Shirt Grinder” группы “Quicksilver Messenger Service” (Впоследствии вещь была перезаписана для второго сольника Ники). По другим данным, так его стали называть “Stones” после того, как однажды Брайан Джонс, настраивая гитару, несколько раз попросил Ники дать ему ноту ми (E), но тот не расслышал и все время переспрашивал. Тогда Брайан воскликнул: «Дай мне E, как в слове Edward!»
   К лету 1969 г. Ники перебрался жить из Лондона в Сан-Франциско и, таким образом, отказался от предложения Мика Джаггера сыграть с ним в Гайд-парке 5 июля 1969 г. Однако в октябре они еще встретились в Лос-Анджелесе, когда микшировали “Let It Bleed”. Cам Хопкинс тогда вовсю репетировал и записывался с “Jefferson Airplane”, с которыми выступил на фестивале в Вудстоке. По этой причине он также отказался участвовать в американском турне «Роллингов». Однако в 1971 г. он прокатился с группой по Англии в рамках её «прощальных» гастролей, а затем отбыл со “Stones” во Францию на запись “Exile On Main St”. Ники играл в американском (1972) и новозеландско-австралийском (1973) турах команды, но в европейское уже не поехал по состоянию здоровья. Коллектив продолжил совместные с ним записи на Ямайке, а по возвращению оттуда Хопкинс записал свой второй сольный альбом “Tin Man Was A Dreamer”, где впервые запел. В записи ему помогали Мик Тейлор, Бобби Киз, Джордж Харрисон, Джек Вильямс (не будущий ли соавтор Кена Хенсли ?) и другие менее известные музыканты. На этом альбоме преобладают мелодичные композиции, есть и несколько отличных баллад со струнным оркестром, из которых следует отметить “Dolly”, посвященную его тогдашней подруге, надолго "подсадившей" его на наркотики, плюс "Lawyer’s Lament". А вещь "The Dreamer" взял на свой альбом "Solitaire" (1973) известный американский эстрадный певец Энди Вильямс (и Хопкинс также принимал участие в его записи).
   Ники играл и в нескольких песнях на альбомах “It’s Only Rock’n’Roll” и “Black And Blue”, после чего его пути с «Роллингами» разошлись. К тому времени им был больше нужен музыкант, ориентировавшйся в современных веяниях – рэггей, «электрическом» фанке - и с не столь ярко выраженной индивидуальностью в игре. Впрочем, имя Ники ещё появилось в «титрах» к альбомам “Emotional Rescue” и “Tattoo You” (что касается последнего, собранного, как известно, из «лоскутков», не попавших на предыдущие диски, то там использовались записи середины 70-х), а также на сольнике Ронни Вуда “1234”. В 1975 г. Ники записал свой третий альбом – “No More Changes”, в работе над которыми он ограничился услугами малоизвестных музыкантов.

   Впоследствии Хопкинс участвовал в записях исполнителей «первого эшелона» рока: всех экс-битлов,”Badfinger”, Джека Брюса, Джо Кокера, Лонни Донегана, Донована, Бобби Киза, Питера Фрэмптона, Джерри Гарсия (с ним он отправился в американское турне 1975 г.), Хулио Иглесиаса, Гэри Мура, Джо Сатриани, Лео Сойера, Рода Стюарта, “Strawbs”, “The Who”. Апрель 1992 г. ознаменовался созданием группы "Tumbling Dice", в которую, кроме Хопкинса, вошли также Бобби Киз и Мик Тейлор. Коллектив совершил небольшое турне по клубам США, исполняя инструментальные композиции, включая "Edward" со 2-го альбома пианиста. Это сотрудничество с бывшими коллегами по "Stones", впрочем, продолжалось недолго. Ники вернулся к сольной карьере и записал 2 альбома с музыкой к компьютерным играм, к сожалению, увидевшие свет лишь в Японии. Однако проблемы со здоровьем становились все серьезнее, и 6 сентября 1994 г. он скончался в своем доме в Нэшвилле после сложной операции по поводу рака желудка. Помимо музыки, Хопкинс оставил после себя и черновики автобиографии, над которой он работал последние годы вместе с Р. Коулменом. Его жена Мойра хранит и медаль Свободы, полученную музыкантом в 1989 г. от Международной ассоциации сайентологов (несколько последних лет, прошедших после его избавления от наркозависимости, Ники состоял в секте последователей Рона Хаббарда).

Назад