Брайан Джонс

    Этот музыкант был, пожалуй, самой неординарной фигурой в группе “The Rolling Stones”. Будучи одним из инициаторов её создания, он привнёс в музыку энергию, неповторимый колорит, некую магию, которые с его уходом во многом исчезли. Песни, записанные “Stones” c Джонсом, и сейчас звучат со сцены, но без очарования его аранжировок воспринимаются уже не так ярко. После смерти Брайана "Роллинги" сделали выбор - они предпочли искусству шоу-бизнес. Жизнь его, пролетевшая метеором, стала одной из легенд ХХ века.
    Льюис Брайан Хопкинс-Джонс родился в городе Челтенхэм (или Челтнем), графство Глостершир, в 130 милях от Лондона. Его официальной датой рождения (она высечена на его надгробном камне) считается 28 февраля 1942 года. Однако в анкете для американского фан-клуба Джонс собственноручно указал 1944 г. На обложке диска “Through The Past, Darkly” есть еще одна дата - 1943 г. Отец его, работавший авиаинженером, в свободное время играл на органе в церковном хоре. Мать Брайана давала частные уроки игры на фортепиано. С детства Брайан занимался музыкой под её чутким руководством; родительница привила ему любовь к классической музыке. В шесть лет Джонса устроили в закрытую частную школу, где он хулиганил, однако его не выгоняли из-за репутации очень способного ученика. К середине 50-х гг., когда в Англию пришла пора увлечения скиффл-музыкой, Брайан начал играть в группе на стиральной доске. Позднее он начал учиться на кларнете и альт-саксофоне и стал выступать с джаз-бендом Билла Найла и ансамблем Джона Кина. Был он и секретарем джаз-клуба "66" в Лекэмптоне. А первая рок-группа Джонса – это “The Ramrods”.
   Во время записи песни Ruby Tuesday, 1966 Примерно в то же самое время случился большой скандал: 14-летняя подружка Брайана по имени Валери Корбетт забеременела от него, а новоиспеченный папаша не захотел жениться. Это происшествие не прошло для него даром: школа дала ему такую скверную характеристику, что Джонс не смог попасть ни в один колледж. Брайан озлобился и убежал из дома, прихватив с собой гитару. Он путешествовал автостопом, побывав в Скандинавии, и позднее вернулся в Челтнем, но ненадолго. Теперь Брайан увлекся блюзом. В конце 1961 г. он впервые побывал на концерте Алексиса Корнера, первого британского блюзмена. После концерта Джонс познакомился с ним лично и после этого решил навсегда покинуть родной город. Поселился он на квартире Корнера и его жены в Лондоне. Вечерами он под псевдонимом играл в группе Алексиса “Blues Incorporated” под псевдонимом Элмо Льюис, а днем пытался найти работу. Брайан пробовал стать продавцом пластинок и даже трамвайным кондуктором (позднее, разбогатев, он купит себе несколько старинных трамваев). Но всё бесполезно - везде его преследовали одни неудачи. Брайан решил создать собственную группу и поместил объявление в газету. В начале 1962 г. на него откликнулись: пианист Ян Стюарт, гитарист Джефф Бредфорд и певец Энди Рен. ( Выскажу смелую догадку, что под последним именем скрывался будущий продюсер “Stones” Эндрю Луг Олдэм). Выступая в клубах, музыканты играли в составе групп “Blues Inc.”, “Blues By Six” и ”The Roosters”. Ударником первых двух был Чарли Уоттс.
    7 апреля 1962 г. клуб “Ealing”, где играл Джонс, посетили Мик Джаггер и Кит Ричардс. А через месяц они репетируют вместе. Бредфорд вскоре ушел в “Blues By Six”. Первый концерт новоиспеченно команды Брайана состоялся случайно: группа Корнера получила приглашение записаться на радио, и 12 июля сцена клуба “Marquee” в Лондоне оказалась свободной. Брайан сотоварищи не упустил возможности выступить. Он решил назвать коллектив “The Rollin' Stones” (“g” появилось позже) в честь любимого блюза Мадди Уотерса “Rollin' Stone”. (Вариант этой вещи под названием ”Catfish” или “Still a Fool” записали в 1968 г. и сами ”Stones”, а Брайан играл там на слайд-гитаре. Официально этот мистический блюз издан не был). Так и было положено начало самой долгоиграющей рок-группе всех времен и народов. Билл Уаймен вспоминал: "Теми “The Rolling Stones”, в которые я влился, руководил Брайан Джонс. Во-первых, потому, что он собрал ребят вместе, а во-вторых, потому что главным на начальном этапе для всех была музыка, а Брайан лучше остальных понимал в ней".
    Джонс мотался по Лондону, устраивая первые концерты, проводил переговоры с менеджерами, предлагал группе исполнять песни из репертуара Мадди Уотерса. Он солировал на губной гармошке и делал это превосходно. Одним из первых в Британии Брайан освоил прием “bottleneck”, или слайд-гитару – скольжение по струнам специальным напалечником. Вершиной его мастерства стоит считать композицию “Stewed & Keefed (Brian's Blues)”.
    В 1963 г. Олдхэм положил Брайану жалование на 5 фунтов больше, чем остальным “Stones”. Но вскоре он потребовал от группы больше собственных произведений. Джонс участвовал в сочинении песен под коллективным псевдонимом Нанкер Фелдж, пока в 1966 г. Джаггер и Ричардс не объявили монополию почти на все новые композиции. Так Брайан оказался отодвинутым на второй план, превратившись в аккомпаниатора. В его активе еще оставался один козырь – способность играть практически на любом музыкальном инструменте: банджо, блокфлейте, маримбе (ксилофоне), ситаре, саксофоне, меллотроне (синтезаторе), фортепиано, клавесине, перкуссии.
    Летом 1967 г. Брайана приглашают на запись песни “Beatles” “You Know My Name”, и “Baby You're A Rich Man”. Примерно в то же время на Каннском фестивале демонстрируется фильм “Mord Und Todschlag” (в английском варианте “A Degree Of Murder”), музыку к которому написал Джонс. В ее записи принимали участие: сам автор (гитара, клавишные, губная гармоника, кларнет, ситар), Ники Хопкинс (фортепиано), Джимми Пейдж (гитара), Майк Линдер (аранжировки струнных), Питер Гослинг (вокал), и возможно, Уоттс с Уайменом. Стиль варьировался от кантри до психоделии. Небывалый случай для Запада: до сих пор не найдены оригиналы плёнок с музыкой Джонса, и поклонники довольствуются переписями с телевизора. Сюжет фильма был зловещим. Главная героиня, официантка (ее сыграла тогдашняя подруга Брайана Анита Палленберг) в пылу ссоры нечаянно убивает своего любовника, а затем просит двоих знакомых помочь ей спрятать тело на заброшенной стройке. Спустя некоторое время сообщники начинают шантажировать её, и девушка улетает из страны с новым другом. Самого Джонса можно увидеть в фильме “Monterey Pop “ об одноименном рок-фестивале 1967 г., где он представляет публике Джими Хендрикса.
    Вообще, что касается музыкальной деятельности Джонса вне группы, то здесь много кривотолков. Имя "Брайан Джонс" стоит на альбоме “Mike McGear” младшего брата МакКартни, но так как альбом вышел в 1971г., участие Брайана сомнительно. Есть информация, что Джонс играет в песнях Нико и “Peter & Gordon”. В 1964 г. он сочинил короткую заставку "Rice Crispies Jingle" для американского радио. Песню "(Thank You) For Being There" Брайан подарил критику Элу Ароновитцу, а тот со временем отдал её певцу Доновану. (Он, кстати, стал отчимом сыну Джонса Джулиану.)
    Брайан был так уязвлен возрастающим лидерством Джаггера, что творчество уже не спасало его от депрессии. Своими любимыми композиторами он называл Баха и “Beatles”. "Роллингам", к сожалению, было далеко от этих идеалов как в творчестве, так и в жизни. В составе группы Джонс был единственным романтиком среди прожженных циников и эгоистов. В отчаянии он обращается ко всем порокам: разврату, наркотикам, алкоголю. Брайан не спал ночами, предаваясь диким оргиям, а однажды отправился кататься по ночному Лондону на пьяную голову в компании уличных девиц и разбил машину об столб. Фотограф Майкл Купер запечатлел Джонса на откровенных кадрах, где он, одетый в яркую рубашку, цветастый галстук и полосатые брюки, с растрепанными волосами и кругами под глазами напоминал китайского разноцветного дракона. Брайан баловался почти всем, что можно было понюхать, выпить или вколоть. Неудивительно, что его дважды судили и приговаривая к значительному штрафу только потому, что медики считали, будто тюремное заключение повредит его здоровью.
    Он пользовался успехом у женщин. Три его подруги претендовали на алименты. Первая, Линда Лоуренс, познакомилась с ним в 1963 г. в Виндзоре, когда “Stones” выступали в клубе “Ricky Tick”. Ей было 16, и Джонс даже ознакомил ее со своими родителями. Однако год спустя, после рождения сына Джулиана, Брайан исчез и только под угрозой суда признал себя отцом ребенка. Другая девушка, Доун Моллой предъявила прессе медальон с портретом их сына Пола Эндрю и фото, где она позировала с Брайаном и остальными "Stones". А подруга Брайана еще по Челтнему, 21-ти летняя Пэт Эндрюс, в 1966 г. привлекла к себе внимание тем, что заявила: Джонс - отец её 4-летнего сына Марка. Тогда она жила в третьеразрядной квартирке, и офис "Роллингов" высылал ей еженедельно всего 50 шиллингов. После смерти Брайана только Линде Лоуренс удалось отсудить 1000 фунтов у его душеприказчиков... И ещё одного ребенка Джонса - девушку, страдающую эпилепсией, якобы встретил в 90-х гг. Билл Уаймен.
   
        
Слева направо: Брайан и Валери, конец 50-х; Брайан с Линдой Лоуренс, 1963; Брайан и Чарли с Доун Моллой, 1965; Пэт Эндрюс и Марк, начало 80-х; Джулз Лейч, внук Брайана, наши дни.

Август 1968 г. Брайан провел в Марокко, у подножия гор Атлас, записывая на магнитофон праздник, посвященный богу Пану. На нём пело, играло и плясало местное племя Джуджука. Эти записи выйдут спустя 3 года на диске “Brian Jones Presents The Pipes Of Pan At Joujouka”. В ноябре 1968 г. Брайан купил дом и ферму “Cotchford” в Хартфилде, Сассекс, где раньше жил автор "Винни-Пуха и всех-всех-всех" А.А.Милн. Реставрацией дома занялся некто Фрэнк Торогуд. К тому времени вышел диск “Stones” “Beggars Banquet”, где Брайан принял действенное участие, играя на слайд-гитаре, ситаре, танпуре, губной гармонике, меллотроне. В декабре того же года состоялись съёмки “Rock'n'Roll Circus”, последние в жизни Джонса. На них он выглядел несколько поникшим. В начале 1969мг. Брайан отправился в Шри-Ланку, а вернувшись домой, попал в больницу, врезавшись на мотоцикле в витрину магазина.
    Неприятности росли как снежный ком. “Stones” давно не давали гастроли в США и соскучились по большим прибылям. Брайан не мог покинуть страну надолго, так как был осуждён условно на 3 года и был обязан регулярно отмечаться в Скотланд-Ярде. За ним постоянно присматривала медсестра. Но главное – он сам не торопился увидеться с коллегами по ансамблю. 5 июня 1969 г. Джаггер, Ричардс и Уоттс появились дома у Джонса. Они предложили ему покинуть “Stones” - возможно, на время. Брайан не перечил. Когда машина с гостями выехала за ворота, он уронил голову на кухонный стол и заплакал.
    О своем уходе Джонс поведал прессе 9 июня. Он впал в состояние оцепенения, словно находясь в ожидании чего-то, почти перестал выходить из дома, каждую ночь напиваясь с Торогудом и новой подругой Анной Волин (позднее она напишет книгу о тех днях). Медсестра Джанет Лоусон вспоминала, что редкий вечер он мог держаться на ногах. В минуты просветления он звонил знакомым музыкантам - Джону Мэйоллу, Алексису Корнеру, умоляя их хотя бы об одной репетиции. Но неизменно звучал отказ. Бесцельно прошёл месяц. Вечером 3 июля шофёр Том Килок набрал номер Брайана, но ответа не последовало. Когда он перезвонил глубоко ночью, ему ответили: Джонс утонул в собственном бассейне.
    Известие казалось нелепым - Брайан был прекрасным пловцом. Его знакомым пришел на память случай, происшедший в гостях у Ричардса пару лет назад. Брайан был не в настроении. Улучив момент, с криком "Я умираю" он в дорогом костюме, одолженном у Джаггера, бросился на глазах у всех в ров перед домом Кита, наполненный водой. Пять минут, десять, - его нет. Все испугались, а не утонул ли он вправду, ведь никто не знал, какова глубина рова. Наконец Джаггер разделся, полез в воду и вскоре вытащил Джонса за шиворот, всего мокрого и грязного, кроя его по матери, так как костюм был испорчен. Глубина оказалась по пояс, а все это время Брайан, набрав воздуха, таился на дне, чтобы разыграть окружающих.
    К сожалению, смерть Брайана была реальностью. Вскрытие показало наличие в крови алкоголя, снотворного, наркотиков. Официальной причиной гибели объявили несчастный случай. Но преданные поклонники понимали: это был закономерный финал его беспокойной жизни. Брайана хоронили 10 июля в Челтнеме. Джаггер и Ричардс не присутствовали на печальной церемонии, предоставив это троим оставшимся “Роллингам". Священник зачитал цитаты из главы 15-й Евангелия от Луки (о блудном сыне). При входе в церковь выделялся огромный венок в форме гитары. Так окончилась жизнь основателя “Stones”. Гибель его подруги восприняли по-разному. Анна Волин поспешила скрыться; фотомодель Сюки Потье, жившая с Брайаном до неё, скончалась в начале 80-х в автокатастрофе. И вот поразительнейший факт: Марианна Фейтфулл, пару раз переспавшая с Джонсом "по дружбе", совершенно переменилась. На концерте памяти Брайана на ней просто лица не было. На следующий день она вылетела с Миком в Австралию и в первую же ночь в отеле приняла почти смертельную дозу снотворного... К счастью, её удалось откачать.
    Слухи о смерти Джонса все ещё не дают покоя бульварным писакам и любителям тайн. Среди возможных причин его гибели назывались самоубийство, убийство и даже приступ эпилепсии. В 1993 г. скончался Фрэнк Торогуд - последний, кто видел его живым. Перед смертью он якобы признался, что убил Брайана. Какой бы не была истина - его образ от этого не меняется. Пластинки, записанные с его участием, переиздаются, выходят книги о нем, фэны посещают его могилу. На родине Брайана поставлен его бронзовый бюст. Появились записи Джулиана, сына Брайана. Пэт Эндрюс время от времени дает интервью по ТВ. А группа “The Rolling Stones”, в создание которой Джонси вложил всё, что мог, существует до сих пор - и это главное.

     

На главную