Кит Ричардс

    Если взять и выстроить всех "Роллингов" на эдаком воображаемом пьедестале по преданности общему делу, то несомненно, первое место достанется их лидер-гитаристу Киту Ричардсу. За все это время он так мало времени уделял своим личным заботам и проблемам, что иногда кажется, а не жертвует ли он собой во имя “Stones”? На его счету меньше всего сольных проектов. Кит – настоящая находка для любопытных журналистов. Ему чужды философствания, поиски смысла жизни. Он давно понял, что он всего-навсего музыкант, чья главная задача – радовать своим искусством публику от мала до велика.
    Кит Ричардс родился в Дартфорде 18 декабря 1943 года в самой обычной, пролетарской семье. Отец его был электриком. В детстве Кит пел в хоре Вестминстерского аббатства, пока не сломался голос. Первые уроки музыки он получил от своего деда по матери (который до первой мировой войны играл в оркестре). На 15-ти летие мать подарила Киту его первую гитару - подержанную и обшарпанную. Инструмент открыл счет его огромной гитарной коллекции, насчитывающей нынче около 1000 единиц... не говоря, конечно, и о том, что положил историческое начало творческого пути Маэстро. После школы Кит поступил в технический колледж, но так как особого рвения к учебе не проявлял, то его решено было отправить в его школу искусств (на рекламное отделение), так как там интеллектуальные нагрузки были поменьше.
    Во время учебы Ричардс дебютировал на сцене в составе самодеятельной группы, игравшей кантри и вестерн. Любимым его исполнителем на долгие годы стал Чак Берри... и именно пластинка Чака сыграла судьбоносную роль в его дальнейшей жизни! Как-то, поджидая электричку на платформе Дартфорд, Кит встретил на перроне своего шапочного знакомца Мика Джаггера, несшего в руках диск кумира Кита. Cлово за слово, приглашение на чай, и вскоре Ричардс играет в любительском коллективе Мика “Little Boy Blue & The Blues Boys”. Было это в 1960 году. А через две весны... через две зимы ... Мик и Кит знакомятся с Брайаном Джонсом ... Остальное, как говорят в Англии - уже история.
    Как ни странно, но первый сольный проект какого-либо участника “The Rolling Stones” принадлежит именно Ричардсу. Эндрю Олдхэм собрал в 1966 году коллектив “Aranbee Pop Symphony Orchestra” для исполнения известных хитов (“Stones”, ”The Beatles”, Шер и др.) в классическом стиле, а Кит стал "дирижером", как указано на обложке. Получившийся альбом ”Today's Pop Symphony” оказался весьма спорным. Так, обработка "битловской" “There's A Place” потеряла всю мелодию и утонула в душераздирающих импровизациях медных духовых. Почти такая же судьба постигла “Sittin' On A Fence” Джаггера-Ричардса: после одного куплета струнные ударяются в потусторонний сумбур. А вот “Play With Fire” прибавила мощи и мрачности в исполнении виолончелей. Легко и непринужденно прозвучала “Take It Or Leave It”, параллельно вышедшая на диске “Aftermath”. То, что Кита проект не удовлетворил, ясно с позиции прошедших 36 лет: к сольным упражнениям он не возвращался до конца 70-х.
    Долго было неясно, какая роль отводилась каждому участнику творческого дуэта “Stones” Джаггер / Ричардс. Как только вышли первые сольники, стало ясно: основная работа Мика – слова и мелодия, Ричардса – целиком инструментальное сопровождение. Кит продумывал гитарные риффы, объяснял их басисту, иногда сам играл на бас-гитаре, клавишных. До 1968 года Ричардс только подпевал; в песне “Salt Of The Earth” он затягивает первый куплет, а на “Let It Bleed” (1969) поет целую песню (“You Got The Silver”). В дальнейшем почти на каждом альбоме группы есть 1-2 номера в исполнении Кита.
    Личная жизнь Человека-Риффа не является тайной за семью печатями: в ней все прозаично. В 60-е годы он встречался с моделью Линдой Кит, потом провел легендарную ночь с Марианной Фейтфулл (до Джаггера), которую та до сих пор вспоминает как "лучшую ночь любви в моей жизни". Летом 1967 года, по дороге в Танжер, куда трое “Stones” отправились на отдых, Брайан Джонс попал в больницу, а Ричардс улучил момент и завел роман с его спутницей Анитой Палленберг, который продолжился больше 10 лет. Первой (и долгое время - единственной) киноролью Кита, кстати, был крохотный эпизод в немецкой исторической драме с Анитой в главной роли: “Michael Kohlhaas – Der Rebel” (1969). Помимо еще нескольких ролей в кино, эта женщина (по слухам) была адептом сатанинской Церкви Страшного суда; при всем при этом она дико боялась нечистой силы: носила ожерелье из чеснока, засыпала, только нарисовав на полу магический круг, в ножках кровати прятала талисманы "от демонов". Анита родила ему троих детей: Марлона, Анджелу и Тара (умер на 3-й неделе жизни). В 1979 г. в отсутствии Кита она увлеклась 18-ти летним Скоттом Кантреллом, формально одним из обслуги в новом нью-йоркском доме Ричардса. Однажды юный любовник был найден мертвым в постели Аниты: его голова была прострелена из ее пистолета. Анита утверждала, что Скотт напился пьян и решил сыграть в русскую рулетку. Кит не стал дожидаться результатов следствия и расстался с неверной. Некоторое время он встречался сначала с актрисой Уши Обермайер, затем с фотомоделью Лиллиан Венгласс. В 1983 году он сочетался законным браком с фотомоделью Патти Хансен. У пары родились две дочки: Теодора и Александра. Старший сын Ричардса Марлон в октябре 1994 года женился на Люси де ля Фалес (сам Кит на свадьбе не присутствовал), у них родилось двое детей: Элла-Роуз (в 1996-м) и Орсон (в 2000-м). А дочь Анджела вышла в 1998 г. за плотника Доминика Дженнингса и живет в Сассексе, тщательно оберегая себя и свою семью от взоров прессы и публики.
    Первыми выступлениями Ричардса без “Stones” стали сольные концерты Ронни Вуда в Лондоне летом 1974 года; он играет и поет на его альбоме “I've Got My Own Album To Do”. К тому времени Кит участвовал в диске Алексиса Корнера “Get Off My Cloud” (1972 г.) С Вудом он поладил на долгие годы - в их отношениях не было ни личных счетов, ни профессиональной ревности. Дебютный сингл   концерт 1981-82 Ричардса вышел в феврале 1979 года. В том же году по решению суда Кит выступил с концертами для слепых в Торонто (судили его за хранение наркотиков, и неизвестно, чем бы все кончилось, если бы не вмешательство жены премьера Канады Пьера Трюдо. Ричардса принудительно вылечили от героиновой зависимости по методу нейроэлектронной акупунктуры). После “штрафных” шоу Кит, Вуд и группа “The New Barbarians” совершили небольшое штатовское турне.
    В 1980 году Ричардс помог бэк-вокалисту “Stones” Максу Ромео записать на “Rolling Stones Records” альбом, а тот поместил Кита на обложку и выпустил еще плакат и наклейки с ним. Ричардс был раздосадован и, угрожая Максу судом, заставил, к несчастью для коллекционеров, изъять содеянное им из продажи. Спустя год Кит по приглашению Джерри Ли Льюиса выступил в телешоу “Dick Clarke TV Special”; играл он и на альбоме Ринго Старра “Stop And Smell The Roses” (1981). На своей свадьбе с Патти Хансен, прошедшей аккурат на его 40-й юбилей, Ричардс записал под обычную гитару легендарную "пленку медового месяца", ныне известную по бутлегам... несмотря на неважное качество, она открывает новые грани Кифа как музыканта, певца и интерпретатора. Летом 1985 года Ричардс вместе с Вудом согласился выступить на фестивале “Live Aid” в поддержку Боба Дилана... что, впрочем, обернулось для этой троицы полным конфузом! Ребята были явно нетрезвы и не отрепетировали материал. Однако Кита это не смутило, и он продолжил сольные вылазки. В 1986–1988 гг. он стал продюсером фильма о Чаке Берри, записывался с Аретой Франклин, выступал с “U2” и Эриком Клэптоном. Вскоре вышел первый сольный диск Ричардса ”Talk Is Cheap”, специально для записи которого им была создана группа ”The X-Pensive Winos”. Диск не прогремел в хит-парадах, но произвел благоприятное впечатление на поклонников. Помимо классического Китового почерка, здесь нашлось место и сюрпризам! Так, в композиции “I Could Have Stood You Up” соло на гитаре исполняет Мик Тейлор, а в графе "благодарностей" есть имя русского блюзмена Сергея Воронова. Этот музыкант познакомился и подружился с Китом во время американских гастролей группы Стаса Намина, в которой тогда играл.
    концерт 2018 На свой 45-й день рождения Кит выступил с ”The X-Pensive Winos”в зале ”Hollywood Palace”, и в 1991 году этот концерт вышел на аудио и видео. Здесь не было искрометного шоу "Роллингов", публика целиком сконцентрировалась на музыке, и ей не в чем было упрекнуть Ричардса. Но по-прежнему было ясно, что он не считает свои сольные опыты чем-то стоящим и важным для своей карьеры. На отдыхе наш герой тосковал по новым турне, толпам фэнов и большим городам. После "роллинговых" гастролей 1989-90 гг. эта тоска вылилась в запись с Джоном Ли Хукером песни с его диска “Mr. Lucky”, участие на фестивале “Guitar Heroes” в Севилье осенью 1991 года, а затем во второй сольный альбом “Main Offender” (1992). Он был создан в сотрудничестве с теми же “The X-Pensive Winos”. В поддержку своего диска Кит провел относительно скромный мировой (вот даже как!) тур, билеты на которое разошлись в мгновение ока. Концерт в Чикаго 28 декабря 1992 г. транслировался по ТВ и ныне известен по видео-бутлегам. В марте 1994 г. Ричардс записал пару вещей с кантри-певцом Джорджем Джонсом в Нэшвилле, а спустя 2 года стал продюсером альбома ритуальной музыки растафарианцев под названием “Wingless Angels”. В июле 1999 г. он сыграл и спел в США на концерте Вилли Нельсона и в том же году появился на обложке журнала ”Men's Fitness”. Юмор заключается в том, что лет 20 назад он считался первым доходягой среди рок-звёзд, а теперь являет собой пример сильного и здорового мужчины. В ноябре 1999 было заявлено, что Ричардс работает c Ронни Спектор, однако эти записи вышли в свет лишь 7 лет спустя на её альбоме "Last Of The Rock Stars". В память о Джоне Ленноне Кит сказал несколько добрых слов о покойном для декабрьского номера “Rolling Stone” (2000).
    19 марта 2001 года Ричардс появился на церемонии “Rock'n'Roll Hall Of Fame”, и в том же году написал предисловие для биографии Джонни Джонсона - пианиста из первой группы Чака Берри. В августе американский журнал “Book Magazine” посвятил статью личной библиотеке Ричардса, в которой - книги из военной истории (о Гитлере, Второй мировой войне, союзниках), современные шпионские триллеры, классика западной литературы, есть и Достоевский. В октябре 2001 г. вышел в свет альбом-трибьют Хэнку Вильямсу “Timeless” с участием Кита. Тогда же он вместе с Джаггером появился на концерте памяти жертв терроризма в Нью-Йорке, а поднее участвовал в создании альбомов Айвена Невилла “Saturday Morning Music”, Питера Вулфа “Sleepless” (оба - 2002), записал с Шерил Кроу песню “High & Low”. Пел он и на концерте Вилли Нельсона (апрель 2002).... Но слишком многое связывает Кита с группой, чтобы распыляться на сольные проекты. Он оставляет порох сухим для новых коллективных свершений. А сольное творчество - это так: размяться перед глобальными прожектами "Роллингов", потусоваться в непринуждённой обстановке "террариума единомышленников".

Назад