Мик Тейлор: блудный сын "ROLLING STONES"



   (Продолжение: 1969-1971)


   Как утверждают источники, расставание Мика с Мейоллом прошло по-дружески. Джон приглашал его на запись в 70-е, 80-е, 90-е, и, думается, их пути ещё не раз пересекутся. В наше время, с обилием различных гитарных изданий, адресованных начинающим исполнителям, никого не удивит очередной юный виртуоз. Табулатуры, компьютерные школы, учитель по гитаре в каждом городе, видеозаписи и гитарные журналы - всё это свидетельствует о том, что блюз и рок-н-ролл проникли во все жизненные сферы: в рекламу, рестораны, в кино. А теперь представьте, что было, когда 17-летний Мик Тейлор записывал "Crusade" с Мейоллом. Мик действительно был самородком, и трудно сказать, откуда в нём появились такие способности к музыке. Он не был идеальным кандидатом в гитаристы "Stones", но сейчас нелегко судить, кто был бы идеальным. Без сомнений, после сотрудничества с Эриком Клэптоном на съёмках "Рок-н-ролльного цирка" "Роллингам" захотелось, чтобы и у них был такой огненный саунд. Ещё одной причиной изменить свой стиль был успех лидер-гитарных групп "Cream" и "Led Zeppelin". Привлечение музыканта с именем, как Клэптон или Бек, означало привнести в своё звучание нечто постороннее; оба они были виртуозами, каждый - со своими поклонниками, и им не пристало находиться в подчинённом положении. Мик впервые встретился со "Stones", когда они записывали диск "..Satanic..." Джон Мейолл был с ними на короткой ноге, и когда Мик Джаггер спросил его, не отдаст ли он Тейлора, тот согласился. Кандидат был отличным; сбылась мечта Тейлора играть с жёстко звучащей ритм-энд-блюзовой группой. Он официально присоединился к "Stones" 13 июня 1969 г.
   Первые впечатления Мика Тейлора были неопределёнными. Заметим, что они оформились только спустя 30 лет после события. Тейлор о первой репетиции: " Я просто не мог поверить, что они так плохо звучат. У них было прекрасное чувство ритма, но они играли, как типичная гаражная группа: очень громко и часто фальшивя. Я подумал: "Как так возможно, чтобы эта группа записывала хиты?" Ответ пришёл ко мне вскоре: это делается с помощью студийных музыкантов и продюсеров. И всё-таки, несмотря на жалкий звук, у них был какой-то свой уровень.(журнал "Guitar")" Реакция прессы и фанов на новичка в рядах "Stones" была довольно разнообразной. В основном обсуждали его юный возраст, ангельскую внешность и застенчивость. Билл Уаймен: "Словно сошедший со страниц поэм Байрона, он с благоговейным страхом взирал на камеры, вспыхивавшие вокруг него. Как я и Чарли, он не являлся экстравертом, вроде Мика и Кита, и это было заметно. (из книги "Stone Alone")" Многие отмечали причёску и невинное лицо Тейлора. Ходили слухи, что он не курил и был вегетарианцем. Но на обложке "Crusade" он изображён с сигаретой, и до сих пор - заядлый курильщик ! Источником слухов мог послужить Фил Кауфман, бывший менеджер Грэма Парсонса, заявивший как-то: "Когда я впервые встретил Мика, он был очень мягкосердечным, но брезговал готовить овощи в той же кастрюле, где варилось мясо. Он был очень органичен и прямолинеен." Пол Лоуренс: " Мик Тейлор был мистером Чистюлей. Он даже не курил. Он выглядел обычным парнем, симпатичный такой блондин с длинными волосами."
   Кое-кто огорчался, что исчезла грубая, сырая игра Джонса: дескать, что Тейлор, этот соло-гитарист из буги-группы забыл среди этих грубых и немытых "Stones", разве не был Брайан Джонс основой саунда группы, и разве она не создавалась как группа Брайана Джонса ? Виниловым дебютом Тейлора стал "Let It Bleed", и на обложке он указан в 2-х песнях, как и Брайан. Витальной мощи "Country Honk" и "Live With Me" было достаточно, чтобы у слушателей исчезли опасения, что Мик Тейлор изменит звук "Stones" в худшую сторону. В 1-й вещи он играет светлыми пассажами на слайд-гитаре с привкусом кантри (но можно было сыграть и лучше). 2-я вещь отмечена небывалой энергией ритма. Дебют Мика на сцене состоялся на знаменитом мемориальном концерте в Гайд-парке, Лондон. Он зафиксирован в фильме "Stones In The Park" компании "Granada", а также на бутлегах. Было видно, что ребята в группе хорошо приняли нового гитариста. Группа исполнила 3 новых песни - "Midnight Rambler", вышедшую на сингле 4 июля "Honky Tonk Women", "Love in Vain", старые хиты, включая знаменитую "Satisfaction" плюс 1 вещь, не вошедшую ни в один альбом - "I'm Yours and I'm Hers" Джонни Уинтера. Группа играла несколько неровно, но Тейлор, будучи в отличной исполнительской форме после гастролей с Мейоллом, показал, что он способен отлично понимать их музыку. Кит по-прежнему играл в духе Чака Берри. Мик привнёс в звучание "Роллингов" долю пикантного британского блюза, подпустив инструментального шику, которого у них не было раньше.
   Хотя Тейлор осознавал, что он - всего лишь новичок, у него зрело громадьё планов. " Когда я играл с "Bluesbreakers", то исполнял блюз. Я всегда сочинял музыку, но это было не то, что группа могла бы играть. Теперь я могу создавать музыку, у которой больше шансов быть исполненной. Поскольку я лидер- гитарист, мы с Китом будем играть лидирующие партии. Ритм-гитара осталась в прошлом; да её и не нужно, когда есть два лидер-гитариста.(из книги "Stone Alone")" Позднее он поймёт, что исключение ритм-гитары, не говоря уже о предоставлении ему прав на авторство песен, не входило в планы "Stones". На новом месте работы Мика многое напоминало прежнюю, у Мейолла - Джон всегда играл ритм, когда Клэптон, Грин или Тейлор солировали. Тем не менее журнал "Rolling Stone" сообщил о репетициях "Stones" на студии "Apple" 12 июля: "Они звучали легче, чем в былые времена, Кит Ричардс и Мик Тейлор очень симпатично перебрасывались сольными партиями. Так как теперь "Stones" - группа с двумя лидер-гитаристами, они, наверное, станут большее внимание уделять ритму в контексте их стиля - тяжёлого блюз-рока."
   Тейлор взял песню "Country Honk", и, добавив в неё электрической энергии, превратил в "Honky Tonk Women". Кит говорил в интервью Барбаре Черон: " Одна из причин, почему мы поместили на диск "Let It Bleed" другой вариант "Honky Tonk Women" - это потому что в таком виде она и была изначально задумана, в духе Хэнка Уильямса, Джимми Роджерса, 30-х годов. Благодаря Мику Тейлору вещь превратилась совершенно в другую, он по-новому прочувствовал её и сделал заново." Интересно, что были разговоры, будто в этой песне есть композиторский вклад Рая Кудера. Несколько песен, которые группа записала в новом составе, появилось на сборнике редкостей "Metamorphosis". Другие песни были изданы на бутлегах, а какие-то часто игрались, но никогда не записывались. Среди композиций эры Тейлора, широко известным по бутлегам - инструментальные "Alladin Story","Prefab", "Dancing In The Light","Leather Jacket", "And I Was A Country Boy", а также с вокалом -"Who Am I" (позднее превратившаяся в "Happy"), "Travellin' Man", "Blood Red Wine" (правда, в ней неясно, кто играет на гитаре, Мик или Кит, так как гитара звучит всего одна), "Stuck Out All Alone" ,"I Can See It". Их можно найти на сборниках "Ultra Rare Trax" и "Trident Mixes". На разных изданиях проставлены разные и спорные даты записи.
   "Stones" были тогда полны энергии. Проблемы с Брайаном вынудили их на время прекратить выступления. Кит развивался сам по себе как гитарист и сочинитель. Он и его группа горели желанием использовать навыки, приобретённые за годы простоя, и приход Тейлора только подзадорил их. Джаггер: "Это больше, чем просто группа. Это совершенно другая группа. Мы играем тяжёлую музыку... очень тяжёлую... И с Миком - Мик очень ничего... Кит просто играет... а потом они обмениваются соло друг с другом, как в "Sympathy For The Devil", и звучит просто отлично!" (книга "A Visual Documentary") Мик и Кит жили с Тейлором в доме Стивена Стиллса в районе каньона Лорел, там они и репетировали по ходу американского турне. Так Кит постепенно изменил свой взгляд на личность Тейлора: " Мы называем его мальчиком, но, знаете, он по-своему крут. Я имею в вид, что живу с ним уже 3 недели, и он - крут. Если с кем-нибудь можешь прожить 3 недели, то он крутой. Это узнаёшь потом. ("L.A. Free Press")" Были сняты выступления на шоу Эда Салливана и Дэвида Фроста, но самой большой рекламой группе послужило эпическое турне 1969 г., по результатам которого вышел диск "Get Yer Ya-Ya's Out !" Он был записан в ноябре 1969 г., выпущен в июне 1970 г. и до сих пор остаётся мерилом качества любого концерта "Stones". Звучание альбома сфокусированное и плавное, без сухой студийной ауры, наполнено инструментальными откровениями, продолжительными соло и кодами. В "Jumpin' Jack Flash" звучат две гитары в полный звук. Затем идут номера Чака Берри - "Carol" и "Little Queenie". По-настоящему Тейлор выступает на передний план при исполнении "Midnight Rambler" и "Sympathy For The Devil". В первой песне звучит его богатое, насыщенное вибрато, а во второй он превосходно обменивается фразами с лидер-гитарой Кита. "Love in Vain" показывает высокий класс игры Мика слайдом. "Street Fighting Man" из акустической композиции превратилась в электрический шторм. Интересно, что на выпуск этого альбома повлияло начало рок-бутлеггерской деятельности. "Ya- Ya's" предварился изданием неплохо звучащего бутлега "Live R Than You'll Ever Be". Он был записан в ноябре в Оукленде, Калифорния, и принято считать, что успех этой пластинки подвигнул группу на издание официального концертного диска. Многие концерты этого турне также появились на бутлегах, что очень приятно осознавать, так как некоторые песни, которые "Stones" играли на сцене, не вошли в официальное издание. Это "Prodigal Son" и "You Gotta Move", исполнявшиеся в небольших акустических отделениях концертов.
   Завершением турне 1969 г. стало выступление 6 декабря в Альтамонте. Печально знаменитый калифорнийский концерт запечатлён в фильме "Gimme Shelter" ( в него вошли также съёмки концертов в Мэдисон-Сквер-Гарден). Фильм был выпущен компанией братьев Мэйслс в декабре 1970 г. К сожалению, камера почти целиком сконцентрирована на Мике Джаггере, так что гитаристов, особенно неподвижного Тейлора, почти не видно. Сдержанная и робкая натура Тейлора большую часть его карьеры не давала ему вступить на первый план; ему по душе было просто заткнуться и играть на гитаре (по выражению Заппы), в то время как Мик и Кит были фронтменами на сцене, в прессе и в фильмах. "Gimme Shelter" - тому свидетельство. Качество исполнения ниже, чем на концертном альбоме, но и здесь есть что послушать. Обидно, что с самого концерта в Альтамонте представлены только 3 песни (четвёртая без изображения играющей группы), ведь, согласно очевидцам, группа играла в тот кровавый вечер очень, очень даже. "Stones" снялись также для телепередачи Би-Би- Си "Top Of The Pops" 12 декабря. В 1970 году группа работала в студии, и основная масса записанного тогда материала легла в основу диска "Sticky Fingers". Над некоторыми песнями работа продолжалась до "Exile On Main St.", какие-то вообще не были изданы. Среди последних - 7-минутный блюз "I Don't Know The Reason Why", где Тейлор местами играет в духе прежних опытов с Мейоллом, и "Ain't Gonna Lie" ("Mean Woman Blues"). В 1971 г. Тейлор ненадолго встретился с Джоном Мейоллом для записи нескольких песен для его альбома "Back to The Roots", выпущенного в июне ( а позднее переизданного с изменениями на компакт-диске под названием "Archives To Eighties"). Тейлор указан играющим на одной из вещей ("Force Of Nature") вместе с Эриком Клэптоном, но по всей видимости, это наложение записей. Альбом звучит достаточно мягко по сравнению с любым из дисков Мейолла-Тейлора. Также Мик записал 2 песни с экспериментальной группой "Tucky Buzzard", одноимённый альбом которой появился в следующем году (продюсер - Билл Уаймен). Эти записи довольно интересны, если бы не были такими малоизвестными. Первая, "Whiskey Eyes", в музыкальном плане предвосхищает "Goats Head Soup" намёками на мрачный фанк и симпатичным соло с фузом. Бобби Кис и Джим Прайс играют с Миком в композиции "My Friend". В ней весьма "запродюсированный", старомодный вокал, и всё же это хорошая песня. Мик добавляет уместные гитарные проходы (как в "100 Years Ago") и пламенное соло в конце, которое можно назвать одним из лучших.
   26 марта 1971 г. он вместе со "Stones" снова попал на киноплёнку во время съёмок концерта в клубе "Marquee". Этот фильм местами разочаровывает: группа показана целиком, очень близко, звук чистый, но излишние потуги на "психоделический" монтаж умаляют визуальную ценность снятого материала. Как бы то ни было, группа играет очень хорошо, и Мик иногда вырывается на первый план. "Stones" исполняют новые песни "I Got The Blues", "Dead Flowers" и некоторые другие. Кит играет в основном ритм-партии , а Мик - лидирующие, иногда пересекаясь с ритм-гитарой для большего эффекта. Энергия, полученная в результате соприкосновения Тейлора со "Stones", влилась в альбом "Sticky Fingers", едва ли не самый удачный в дискографии группы. Он вышел в апреле в Англии, в июне - в Штатах и предварялся синглом "Brown Sugar", на обратной стороне которого была вещь "Let It Rock". Эта версия классического хита Чака Берри была записана на концерте в университете Лидса. Духовые на "Brown Sugar", да и на других песнях с альбома, довершают тяжёлый ритм-энд-блюзовый саунд, к которому стремились Мик и "Роллинги". Несколькими годами ранее группа вряд ли смогла бы записать такое. Бутлег "Get Your Leeds Lungs Out" показывает, что она играла более отточенно, чем на "Ya-Ya's". "Brown Sugar", самая раскрученная по радио песня альбома, продолжет линию "Honky Tonk Women"; ничуть не хуже и остальные песни. "Bitch" звучит яростно и выразительно, как и её название, благодаря пассажам духовых. Перекличка ритм- и лидер-гитары - прекрасный образец, как музыканты "Роллингов" подстёгивали друг друга. В версии кантри-блюза "You Gotta Move" Фреда Макдауэлла Тейлор воспользовался прекрасной возможностью поиграть на "аутентичном" слайде ( он сделает этот номер обязательным в своих сольных выступлениях в 80-е и 90-е). "I Got The Blues" - баллада в духе "Love in Vain", а "Moonlight Mile" с деликатными струнными и квазивосточными линиями Тейлора показывает максимальную красоту, на которую способны в музыке "Stones". "Wild Horses" с Миком, использующим нэшвиллскую настройку - ещё один тому пример. Группа, конечно, и раньше играла мягкую музыку, но именно эти песни наиболее отшлифованы и естественны.
   Гитара Мика Тейлора выходит на первый план при исполнении кантри-роковой "кричалки" "Dead Flowers", "Sway", в которой звучит соло на слайде в середине и прекрасные восходящие пассажи в финале, так некстати обрезанные, а также в "Can't You Hear Me Knockin' ", во второй части которой звучит чудесный отвязный "джэм". В этой причудливой, с обилием перкуссии и рваных ритмов, композиции Мик развёртывает свою партию вслед за саксофоном, выжимая из гитары всё, что только можно, и слушая его, кажется, что время останавливается. "Can't You Hear Me Knockin' " стала самой амбициозной песней "Rolling Stones". Эксперименты группы понравились не всем - так, критик Джон Ландау высказался следующим образом: "Надеюсь, что очень скучное соло гитары сыграл Мик Тейлор, а великолепные режущие слух гитарные аккорды принадлежат Киту Ричардсу." По рассеянности, свойственной некоторым из "Stones", часть песен была создана без участия всех музыкантов группы. "Moonlight Mile" и "Sway" появились в результате творческого сотрудничества Джаггера и Тейлора без участия Ричардса. Первая песня была изначально задумана в виде акустического бренчания Кита, записанного на плёнку под названием "Японская вещь". Джаггер и Тейлор превратили её в нечто эпическое, что можно услышать на диске. Несмотря на это, все оригинальные композиции были по-прежнему подписаны тандемом "Джаггер-Ричардс".
   Атмосфера шумихи в группе всё время накалялась. Джаггер женился на неординарной женщине по имени Бьянка Морено де Перез, и количество папарацци, ошивавшихся вокруг "Роллингов", только увеличилось. Как многие другие британские артисты, "Stones" стали "налоговыми изгнанниками", уехав из Англии. Они пселились во Франции в марте 1971 года. Особенно трудно это перенёс Тейлор, самый молодой и поэтому наименее финансово благополучный из группы. Его первоначальная зарплата равнялась 150 фунтам в неделю (но потом ему стали платить наравне со всеми, 1/5 от общей прибыли, без предоставления авторских прав, как Джаггеру-Ричардсу). К тому же в январе 1971 г. у него родилась дочь Хлоя. Быть участником "Stones" означало большее, чем просто быть музыкантом, что стало для Тейлора шоком. В "Bluesbreakers" он постоянно играл: вечером - на концертах, днём - импровизируя с друзьями. В октябре 1971 г. Джаггер пожаловался журналу "Rolling Stone": "Мне кажется, что Мик Тейлор хочет поиграть с кем-нибудь на сцене. По-моему, он чем-то немного расстроен. Мы не можем всё время гастролировать. Я не хочу всё время гастролировать. Даже не знаю, чего он хочет".


На предыдущую             Назад             Далее