Мик Тейлор: блудный сын "ROLLING STONES"



   (Окончание - в нём, кроме расcказа Д. Шеридана, использована моя статья, написанная в 2001 г. для журнала "Classic Rock", увы, неизданная.)


   Альбом был назван просто и без претензий "Mick Taylor". Основными музыкантами на нём стали лидер "Little Feat" Лоуэлл Джордж (гитара) и лидер "Gong" Пьер Морлен (ударные). Среди других участников записи: басист Алан Спеннер (известный по альбому Дэвида Ковердэйла "Trouble"), барабанщик Ричард Бэйли (позднее записавшийся на диске кавер-версий группы "Police" "Arrested"), Норман Мигель (перкуссия), Майк Дрисколл (ударные), Кама Харада (бас-гитара), игравший одно время с Питером Грином, а также Джин Рассел (фортепиано). Мик: "Джина я знал давно. Время от времени он работал в качестве студийного музыканта с "Rolling Stones". Также он принимал участие в записи первого сольного альбома Ронни Вуда, на котором играл и я. Мы некоторое время не виделись, и я позвонил ему. Я толком не знал, кого пригласить на барабаны и бас-гитару, и Джин решил поговорить со своими друзьями - Ричардом Бейли, который играл с Джеффом Беком на диске "Blow By Blow", и Аланом Спеннером, сотрудничавшим с Джо Кокером. Остальных музыкантов я подобрал в процессе работы." Само собой, Тейлору пришлось самому сыграть на нескольких инструментах: бас-гитаре, фортепиано и синтезаторе.
   В книге Э.Льюиса "Неизвестный Стоун" приводятся такие слова Мика: " Я бы мог прилететь в Нью-Йорк или Лос- Анджелес и записался бы с самыми лучшими студийными музыкантами, которые превосходно играют, являются профессионалами и всё схватывают на лету. Но мне не понравилась мысль идти в студию с готовыми идеями; всё записанное таким образом звучит холодно и "клинически". Я хотел играть с молодёжью, которая вкладывает в дело всего себя, которая готова к новому и прогрессирует. Для меня это - в первый раз, и мне важно, что есть ядро музыкантов, которые по-настоящему хотят играть вместе и быть вместе." Так или иначе, но постоянной группы он так и не создал.
   Создание альбома шло своим чередом, по направлению, указанному Тейлором. Это была шлифовка песен и достижение сыгранности между участниками аккомпанирующего ансамбля: "Вначале я записал только одну песню. По мере продвижения работы я сочинял ещё и ещё. Кое-что я потом забраковал, а над чем-то работал дальше и перезаписывал." В итоге Тейлор сам продюсировал альбом. Отсутствие редактора имело свои плюсы и минусы: "Работая с людьми, которым нравится твоя музыка, которые понимают её и способны справиться с её техническими трудностями, можно сохранить объективный взгляд на результаты работы. Для музыканта продюсировать альбом самому очень нелегко. Приходится глядеть на всё со стороны, будучи увлечённым творчеством "изнутри" ". Эти слова объясняют, почему альбом записывался так долго - в нескольких разных студиях при участии десяти звукорежиссёров.
   Из книги "Неизвестный Стоун": "Всё дело - в контроле над студийным и микшерским процессом, а также в умении грамотно объяснить свои идеи звукорежиссёру. Я раньше, бывало, сидел на записи других музыкантов и крутил ручки, но процесс продюсирования этим не ограничивается. Мне пришлось изучать цифровую задержку, наложение записи, всё сразу. Это было трудно, но я доволен тем, что сделал, так как считаю, что стал вполне опытным продюсером. Это - не альбом с лёгкой музыкой. Он был сделан без коммерческого рассчёта. Но я думаю, что людям он понравится. Не нужно стараться, чтобы диск понравился всем без исключения, потому что это невозможно. Так нельзя жить в музыке. А я вижу себя именно так: живущим в музыке."
   И всё же много времени прошло с тех пор, как Тейлор, по меркам фанов, перестал играть постоянно. Но следовать мнению публики - не всегда лучший выход для артиста. Важным было то, что после нескольких лет отшельничества (шутки в сторону) Тейлор наконец-то вернулся. Его подруга заявила тогда в прессе: " Он всегда удивляется, когда люди говорят ему, что хотят записать с ним диск." "Иногда я забываю, - говорит Мик, - что не вращался в музыкальном бизнесе несколько лет. Но мне кажется, что интерес и внимание к моей музыке не исчезли, и это заставляет меня думать: "Боже мой, этот альбом следовало бы сделать ещё лучше." Мне нужно доказать самому себе, что альбом получился, а потом только представить его на суд слушателей. Я не делал умышленно коммерческую пластинку. Но ведь она не получилась совсем некоммерческой, не так ли ?"
   Диск не получил особого резонанса, возможно потому, что вышел он не вовремя - в ходу была диско-музыка и панк. Наш же герой представил на суд публики прогрессивный блюз-арт- рок-альбом, который прекрасно подошел бы к 1974-75 году. Следует подробнее остановиться на этом альбоме, ведь в нем весь Мик Тейлор. Ностальгией проникнута первая песня альбома "Leather Jacket" (она известна также по бутлегам "Rolling Stones"). В тексте упоминается даже "Rock'n'Roll Circus". Немудрено, ведь песня записывалась на передвижной студии "Rolling Stones Mobile Unit". Следующая песня "Alabama", начинается так: "Я покидал большие отели, молясь о чем-то ещё ..." Для своего альбома Мик в общем-то не зря выбрал лирический образ неудачника, так как минорный ключ его песен прозвучал довольно свежо. Но слишком уж безнадежно звучит песня "Broken Hands": "Я - сломанные руки, я - сломанный человек". Отсутствие рок-агрессивности, напора, мажора закрыло путь альбома к высшим строчкам хит-парадов, предоставив возможность наслаждаться им самым меланхолическим фанатам "Rolling Stones". Пожалуй, лучше всего на диске прозвучали фирменные гитарные инструменталы "Slow Blues", "A Minor" и особенно одухотворенная "Spanish". Удачнейшая песня диска "S.W.5" (South West, 5) и та выдержана в излюбленном Миком миноре.
   В 1981 году Мик собирается в турне с группой Элвина Ли, посещает Штаты и Европу. Во время этого турне в декабре 1981 года он выступает в Канзас-Сити со старыми "заклятыми друзьями" "Rolling Stones". Этим воссоединением особенно был недоволен Ронни Вуд. На альбоме "Stones" "Tattoo You" (1981) в песне "Waiting On A Friend" группа использовала старую запись гитары Мика, а также вещь "Tops" , сделанную еще во время работы над "Goats Head Soup". Вклад Тейлора не был указан на обложке "Tattoo You" и, вполне возможно, не оплачен вовсе. Спустя год ему поступает предложение от Джона Мэйолла возродить группу "Bluesbreakers". Результатом этого стало турне по США, Европе и Австралии. Два выступления в музее ""Wax" (Вашингтон, США) 17 июня 1982 года были записаны для альбома, но вышли только в 1995 году. Слушаешь великолепные соло Мика в блюзе "Have You Heard" или в написанной им совместно с Мэйоллом "I Should Know Better", и поражаешься, как это он, Мик, не сделал себе имени и карьеры на сольных выступлениях. Наверное, больше всего на свете он любил выступать в компании друзей.
   Другой июньский концерт "Bluesbreakers" почтили своим присутствием корифеи блюза Бадди Гай, Джуниор Уэллс, Этта Джеймс и кумир Мика Альберт Кинг. Непонятно, чем этот музыкант прельстил Тейлора - поёт хуже Би-Би Кинга, играет совсем невиртуозно (если не сказать "лажово") , хотя аудитория его встречала на "ура". Этот концерт был снят на видео и вышел на видео в 1994 г. (DVD - 1998 г.) под названием "Jammin' With The Blues Greats". Тейлор здесь не первая скрипка, но местами удачно, хотя и немного лениво, солирует. В финале он немного саккомпанировал Мейоллу на рояле. Следующий, 1983 год Мик Тейлор провел в компании Боба Дилана, приняв участие в записи его альбома "Infidels". Любопытно, что продюсером проекта выступил Марк Нопфлер, а на первых стадиях записи студию посещал сам Чарли Уоттс. Летом 1984 г. Мик в составе группы Дилана гастролировал по Европе, причем специальным гостем турне был Карлос Сантана. Результаты концертной работы Мика и Боба запечатлены на альбоме последнего "Real Live", а а студийной - на вышедшем в 1990-91 гг. сборнике "Bob Dylan Bootleg Series 1961-1991". Также Мик участвовал в записи единственной вещи с альбома Боба Дилана "Empire Burlesque" (1985).
   В 1986 году Мик решает перебраться из сонной Англии в Штаты. Америка встречает его не особенно ласково, но Мик находит себе работу. Он организует группы, которые выступают в блюзовых клубах на Западном побережье. Во время одного из концертов 28 декабря 1986 года на 13-й улице, 5 авеню Гринвич-виллидж в кафе "Lone Star", где играет группа Мика "Hot Water Band", случайно заходит ... Кит Ричардс. И всего через полчаса Тейлор уже представляет всему честному народу своего старого товарища. Кит скромно занял левую часть сцены. Они договорились сыграть "Key to the Highway" Биг Билла Брунзи, известную по бутлегам "Rolling Stones". Концерт завершился длинной импровизацией "Can't You Hear Me Knocking" (Надо сказать, что на альбоме "Stones" "Sticky Fingers" (1971) эта композиция, подписанная тандемом Джаггер-Ричардс, состоит из двух частей: первой, собственно песни с куплетами и припевами, и второй, инструментальной, музыкально никак не связанной с первой. Эта вторая часть, сочиненная Миком, на диске никак не обозначена; таким образом, перед нами еще одна анонимная песня. На всех своих концертах Мик исполнял именно вторую, инструментальную часть "Can't You Hear Me Knocking"). А спустя пару месяцев Мик "погостил" на альбоме Кита Ричардса "Talk is Cheap" (вышел в 1988), где сыграл соло на композиции "I Could Have Stood You Up". На рубеже 1986-1987 гг. выходит видеопособие Мика по игре на электрогитаре - "Hot Licks / Mick Taylor Master Class" - очевидное признание мастерства музыканта. В апреле 1987 г. Мик гастролирует в Японии, чему свидетельство - бутлег "Gimme Some Blues". В январе 1989 года Мик появился с остальными "Stones" на церемонии внесения группы в Зал рок-н-рольной славы в Кливленде.
   Вскоре Мик создал группу, куда вошли чикагские блюзмены Макс Миддлтон, Шейн Фонтэйн, Джон Пари, Блонди Чаплин (позднее прославившийся участием в записи альбома "Stones" "Bridges to Babylon"), Бернард Парди, Уилбур Бэскомб. Альбом Мика "Stranger in This Town", вышедший на фирме "Maze" в мае 1990 года, иллюстрирует выступления в клубах. В нем прозвучали такие хиты, как "Little Red Rooster" и "Jumpin' Jack Flash". В этом же году Мик перебирается в Лос-Анджелес, где знакомится с лидером группы "Textones" певицей Карлой Оллсон. В содружестве с ней он записывает концертный альбом "Too Hot For Snakes", более известный как "Live". Он был записан в голливудском зале "Roxy" и вышел в ноябре 1990 года. В диск вошла версия песни "Stones" "Sway". В 90-х годах Мик участвует в записи 5 альбомов Карлы Оллсон , в том числе "The Ring of Truth" (2001), где есть вариант песни Джаггера-Ричардса "Winter". Другой концертный проект с участием Мика - группа Джеймса Хармана.
   Мик в 1991-92 годах выступает с группой лос-анджеллесского рокера Джимми Вудса, затем с группой "Tumbling Dice", названной в честь хита "Rolling Stones" 1972 года. Кроме Мика, в этот коллектив вошли Айвен Невилл (из соло-группы Кита Ричардса) и старый товарищ по "Rolling Stones" саксофонист Бобби Кис. Группа совершила небольшое турне, после чего, к сожалению, распалась. На сборнике фирмы "I.R.S. Records" "Guitar Speak 3"(1991) есть одна запись в исполнении Мика Тейлора: инструментал "Red Shoes", где ему аккомпанируют знакомые по его первому сольному диску Майк Дрисколл, Кама Харада , а также клавишник Макс Мидллтон. Особого внимания заслуживают еще два проекта. Первый возглавлял протеже Дюана Оллмана Джерри Грум и назывался он "Gerry Groom, Mick Taylor & Friends". Проект выпустил один альбом "Once in A Blue Moon". Вторая группа, возникшая в начале 90-х годов с участием Мика - это "Gotta Band", созданная басистом "Bluesbreakers" и "Fleetwood Mac" Джоном Макви, а солисткой в ней выступила Лола Томас. Этот коллектив записал один альбом. В апреле 1992 г. Тейлор выступает в знаменитом Хард-Рок-Кафе в Монреале. Этот концерт попал на бутлег "The Blues Alone".
   В 1994 году Мик, после долгих скитаний на Американщине, решает вернуться домой в Англию. В Лондоне он сперва организует группу с бывшим участником "Thin Lizzy" Сноуи Уайтом и басистом Камой Харадой , с которой выступал на европейских блюзовых фестивалях и несколько раз отправлялся на гастроли по Штатам. Во время одного из таких визитов был записан альбом "Live At The 14 Below" (в кассетном варианте "Coastin' Home"). В концерте, записанном на нем, принимала участие группа "The Hollywood Blues Kings". Мик "зажёг" потрясным соло с первого же номера - "Sweet Chicago Home", но петь стал только с 3-ей песни "I Wonder Why". Затем шли "You Gotta Move", известная по дискам "Rolling Stones" (здесь песня обрела прямо-таки второе дыхание) и "You Shook Me". Кульминацией альбома стала, конечно же, сверхпродолжительная по времени звучания импровизация "Can't You Hear Me Knocking". В целом Мик посвежел в музыкальном и особенно в вокальном плане, появилось больше жизнерадостности, оптимизма, чего не скажешь, к примеру, о его первом сольнике. Безупречно выступили и "The Hollywood Blues Kings", постоянно украшавшие вокал и гитару Мика своими сольными проходами. Выпуск "Coastin' Home" взяла на себя компания "Shattered Music". Вслед за этим проектом последовала сенсационная запись Мика Тейлора вместе с отечественной группой "Аквариум". Две песни с участием Мика появились на диске "Навигатор" в 1995 году. Помните одну из них," Таможенный Блюз": "Когда я трезв, я - Муму и Герасим, мама, а так я - "Война и мир""? Впрочем, гитара Мика на этих опусах "Аквариума" не особо заметна. Другое дело - альбом под названием "Shadow Man" c участием Саши Граканина, изданный в Японии год спустя. В него вошла обработка хита "Rolling Stones" "Honky Tonk Women".
   Наметились перемены в личной жизни Мика: он наконец-то снова женился, а в конце 1996 года у него родилась дочка Эмма. Среди проектов Мика Тейлора того времени: альбом "Blue Thunder" "Blues & Beyond", затем диск, подписанный "Black Cat Bone featuring Mick Taylor" и названный красноречиво "Taylormade" (где Мик играет на всех 5 треках альбома), одна песня на сборнике "Knights of the Blues Table" с участием Питера Грина, Джорджа Фейм, Мика и Криса Джаггеров и других. Одна вещь "A True Romance" в исполнении Тейлора есть и на альбоме "Anyway the Wind Blows" группы Билла Уаймана "Rhythm Kings". 5 сентября 1998 года Мик вновь выступил на сцене в составе "Bluesbreakers" Джона Мэйолла на блюз-фестивале в Калифорнии (Лонг-бич) где исполнил, в частности, две песни: "Oh Pretty Woman" и "You Shook Me".
   6 ноября 1998 г. в Англии вышел альбом Мика, названный, конечно, в целях рекламы, " A Stone's Throw". Это вторая студийная работа Тейлора, начиная с 1979 года, но она отличается от "Mick Taylor" - здесь больше динамизма и рок-ритмов. Однако нотки неустроенности, некоторой неуверенности все же слышны: Мик чувствует, что "теряет веру" ("Losing My Faith") и вообще "затерян в пустыне" ("Lost in the Desert"). Но мрачные настроения сменяются радостными так же, как ночь сменяется утром ("Morning Comes", "Blues in the Morning"). Назидательная вещь "Never Fall In Love Again" раскрывает Мика как отличного исполнителя проникновенных баллад. Завершает альбом мрачно-монументальная версия песни Боба Дилана "Blind Willie McTell". В записи диска принимали участие: Макс Миддлтон (он известен по работе с Джеком Брюсом и Джеффом Беком), басист Билли Оушена Майкл Бейли, гитарист Роберт Ахвай (соратник Марвина Гэя и Криса Ри) и ударник Джефф Аллен из группы Вэна Моррисона. К сожалению, вследствие различных проволочек в США диск был издан только в январе 2000 г. - зато с более удачной обложкой; 2 песни специально для этого издания были перемикшированы.
  17 марта 1999 года Мик играет в "Great American Music Hall" в Сан-Франциско, 11 мая - на блюз-фестивале "Capital" в Эдинбурге (Шотландия) вместе с "Little Feat", а 2 мая - в Бакстоне на концерте памяти Алексиса Корнера в одном отделении с Джимми Пейджем. Далее его гастрольный график напоминает по своей загруженности славные деньки со "Stones": 26 июня в Англии, а с 8 июля по 1 августа - поездка по США. 14 августа Тейлор возвращается в Европу с концертом в Лихтенштейне, и его турне длится целый месяц - с 20 августа по 25 сентября, а 23-26 октября Мик выступает в Японии. Затем идут три месяца отдыха. 26 октября 1999 г. состоялась премьера художественного фильма "Bad City Blues" (режиссёр Майкл Стивенс), к которому Мик и Макс Миддлтон создали звуковую дорожку.
   28 января 2000 г. Тейлор начинает турне по Штатам и Канаде, которное продолжается до 20 февраля. После 4-х-месячного "релакса", в течение которого продолжается запись нового диска, Мик два месяца (с июня по август) гастролирует по Италии, затем до сентября снова едет в США, а с 14 октября начинает очередную поездку по Европе, которая продлилась до 18 ноября. Кажется, после своего триумфального шествия в рядах "Величайшей рок-группы мира" "Rolling Stones" Мик Тейлор переживает свое второе рождение, свой второй звездный час. Примечательно и то, что всплеск творческой активности Мика пришелся на период затишья "Rolling Stones" после турне 1997- 1999 гг. Видимо, следует отдать должное менеджменту Тейлора, да и в семье его, слава Богу, все в порядке.
   Последние по времени проекты Мика - это участие в альбоме "Groovin'" (2000) Билла Уаймана и его "Rhythm Kings", на диске Джона Мэйолла "Along For A Ride"(2001), на японском промо-альбоме "Manhattan Sound Coaster". 2 января 2001 г. он записал две песни :"Song For Marlise" и "Train Station Blues" в студии г. Лоешниц, Германия. Главное же в карьере Мика для нас - то, что его сольные альбомы дошли до России, не став дорогими раритетами. Не являются редкостью и альбомы Джона Мэйолла, на которых талант Мика проявился в полной мере. В 2001 году Мик позволил себе передохнуть от двух лет почти непрерывной гастрольной деятельности, но недолго. 19 апреля он уже выступает в Италии, 20-го, в частности, в Милане, а 27 апреля - в Брюсселе. Европейское турне, длившееся с 18 по 27 мая, перерастает в 3-х-месячное мировое турне "Goin' South", завершившееся только 31 августа в клубе "Salon 21", Мехико. 24 июня Мик выступил на благотворительном концерте в Ройял-Альберт-холле с участием Бонни Тайлер, Джека Брюса и др. 1 сентября Мик снова играет в "The Great American Music Hall" Сан-Франциско, а с 2 по 29 сентября дает концерты в штатах Нью-Йорк и Огайо. В период с 2 ноября по 1 декабря у Мика турне по Германии и Бельгии. В конце ноября он записывал с датским певцом и композитором Эрвином Ниджхоффом в Хилверсуме, Нидерланды, песни "Stones" "Time Waits For No-One", "Dead Flowers", "No Expectations", "I Got the Blues", "Sister Morphine". 26 ноября и 3 декабря эти и другие песни прозвучали по датскому радио "192". 5-9 декабря Мик выступает в Швеции с "Roffe Wickstrom Band". К сожалению, на Россию Мика Тейлора в 2001 году не хватило, хотя кто знает... Ведь однажды он уже совершил заочное путешествие к нам на "Навигаторе" "Аквариума". Лично встречался с Миком Тейлором и российский блюзмен Сергей Воронов.
   Трудно сказать, что ждет Мика Тейлора. За долгие годы своей карьеры он выбрал себе неблагодарную ипостась "музыканта для музыкантов", хотя в последний времена он переключился на сольные выступления, что может только радовать. Что ж, не всем в этой жизни суждено быть Миками Джаггерами и Риччи Блэкморами , есть еще и скромные трудяги шоу-бизнеса, чья жизнь далека в общем-то от блеска софитов и фотовспышек. Но, может быть, именно они, эти труженики от рока, и есть настоящие художники, творческие люди, не разменивающие талант на миллионы долларов? Как настоящий блюзмен, Мик Тейлор отнюдь не собирается сдавать позиции в ближайшие 20 лет. Вспомним хотя бы Джона Ли Хукера, игравшего блюз вплоть до самой смерти в 83 года. Говорить, что звездный час Тейлора определенно миновал, тоже рано; последние три года со всей наглядностью показали, что Мик полон физических и творческих сил. К чести Мика, стоит добавить, что он не стыдится и не чурается своего "роллинговского" прошлого, а наоборот - гордится им. Вспоминает его как один из своих лучших периодов жизни. Как следует из его карьеры, ему есть чем гордиться и без "Rolling Stones". Он даже не блудный сын "Stones", а так, немножко скромный.

На главную             На предыдущую