Билл Уаймен



   Группа "The Rolling Stones" издавна отличалась иерархической структурой: солист, один-два приближенных и статисты. Быть последними считали за честь многие музыканты. Биллу Уаймену повезло больше других: он сумел удержаться на скользкой позиции аккомпаниатора 30 лет. А после разрыва со "Stones" он стал единственным, кто сумел наладить сольную карьеру и не затеряться в "этом диком, диком мире" шоу-бизнеса.
   Уильям Джордж Уаймен, "стойкий оловянный солдатик" с бас-гитарой, родился 24 октября 1941 года в Льюишэме, Лондон. Такие данные он сообщил в анкете для американского фэн-клуба в 1964 г., есть они и в справочнике "International Who's Who". (А вот многие книги о "Stones" утверждают, что родился он пятью годами ранее в Пендже, а настоящая его фамилия Перкс). Отец Билла был каменщиком, а всего в семье было четверо детей: помимо Билла, брата Пол и две сестры (Джуди и Энн). В детстве Уаймен пел в церковном хоре, учился игре на аккордеоне, но потом увлекся рок-н-роллом и овладел бас-гитарой, которую смастерил сам. После окончания школы Билл работал в букмекерской конторе, затем отслужил в Королевских ВВС, после чего в 1959 г. женился, и через 3 года супруга Диана родила ему сына Стивена. Параллельно Уаймен выступал на танцах с любительскими группами. Как-то раз, по рекомендации приятеля, Билл пришел на прослушивание "Stones", искавших себе басиста... Остальное, как говорится, достояние истории: с декабря 1962 г. велся послужной список Билла в составе "Величайшей рок-группы мира".
   Всё время карьеры в "Роллингах" Билл оставался молчаливым участником ритм-секции, иногда подпевая. Играл он не только на басу, но и на органе, синтезаторе, ксилофоне. До начала 70-х гг. он продюсировал малоизвестные группы, например "John Lee's Groundhogs", "The End", а также "Tucky Buzzard", в записях которых за компанию с Биллом поиграл и Мик Тейлор в пору своей бытности гитаристом "Стоунз".
   1967 На альбоме "Their Satanic Majesties Request" (1967) появляется песня Уаймена "In Another Land" в психоделическом духе - первая из двух, сочиненных им для группы, записанных "Роллингами" и изданных официально. Его бас-гитару можно услышать на альбоме Хаулин Вулфа "The London Sessions" (кстати, вместе с барабанами Чарли) а также на альбоме Джуниора Уэллса и Бадди Гая, записанного в 1974-м в рамках джаз-фестиваля в Монтре, Швейцария. Первый свой сольник "Monkey Grip" Билл издал тогда же, в 1974 году. На диске слышен большой состав музыкантов с женскими подпевками и медными духовыми. Второй альбом Уаймена "Stone Alone" вышел в 1976-м. Здесь - и динамичные, и медленные песни, в большей степени похожие на ретро-шлягер, а в меньшей - на саунд его основной группы; звучит тут даже пародия на Луи Армстронга. В 1978 г. Уаймен пережил небольшую травму руки, упав с края сцены, а через год создал группу для участия в благотворительном телешоу в помощь страдающим дистрофией Дюшенна. В 1981 г. он издал музыку к фильму "Зелёный лёд" и записал безымянный диск с участием Криса Ри и сына Стивена. В нем много электроники и незамысловатых, но берущих за душу мотивов. Композиция в ритме сальсы "Si,Si (Je Suis Un Rock Star)", изданная синглом, даже добралась до 14-го места в Европе. Это был несомненный успех ! К сожалению для нас и для самого Билла, он больше не повторился...
   Чуть позже Билл создал собственную фирму грамзаписи "Ripple Records" со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе. Он увлёкся художественной фотографией, но стал снимать не пейзажи и привлекательных дамочек, а седого старика Марка Шагала на фоне Средиземного моря. С ним он дружил до самой его смерти и назвал его именем пьесу для оркестра. В мае 1986 г. вышел удачный альбом группы "Willie & The Poor Boys", созданной Биллом и названной, конечно, в его честь (по песне "Криденс"). В группу вошли Уоттс, Крис Ри, Джимми Пейдж и другие. Репертуар составили старенькие и бодренькие рок-н-ролльные хиты. А вот начатый им примерно в то же время продюсерский проект "AIMS" - розыск молодых талантов и их запись на передвижной студии "Stones" - увы, потерпел неудачу и был прикрыт.
   В 1991 г. были изданы дневники Билла под общим названием "Stone Alone" и с подзаголовком "История одной рок-группы". Они были подготовлены к печати в содружестве с известным публицистом, автором двухтомника о Ленноне Рэем Коулменом. Мысль создать биографию "Stones" владела басистом еще с 1982 года: тогда он привез на Каннский кинофестиваль свой фильм "Digital Dreams", к сожалению, не снискавшей ни одной награды. Однако книга, как и фильм, получилась весьма содержательной для истинных фанов "Стоунз": так, Уаймен покусился на лавры Врунгеля и Мюнхгаузена, упомянув, что в 60-е годы переспал с 278-ю женщинами. Возвращаясь в те далекие годы, "где Брайан такой молодой", семейная жизнь Билла разладилась, и экс-жена Диана уехала на ПМЖ в Южную Африку. Окончательно они развелись в конце 60-х, и сын Билла остался с отцом. К тому же, в Австралии, во время турне 1966 г., Уаймен прижил еще и дочку. Долгое время его гражданской женой была Астрид Лундстрем, но в середине 80-х Билла стали видеть с совсем юной девушкой-подростком Мэнди Смит. Не без помощи своего могущественного поклонника она попытала свои силы как в модельном бизнесе (удачно), так и в музыкальном (единственный альбом был встречен весьма сдержанно). Вcё закончилось пышной свадьбой в 1989-м, на которой были дорогие подарки, а мед-пиво пили самые разные знаменитости, включая "Стоунз" в полном боекомплекте с их тогдашними супругами. Но через 3 года "молодые" оформили развод. А вот сын Билла Стивен вскоре после этого женился на матери Мэнди... (Уаймен, видимо, из-за этого не пригласил его на своё бракосочетание в 1997)... и этот брак также долго не протянул. В 1992-м вышел сольный диск Билла "Stuff", созвучный модным в ту пору танцевальным ритмам, где даже звучит отрывок из хита Джо Кокера "You Can Leave Your Hat On". Немного погодя состоялись новые выступления в составе реформированных "Willie & The Poor Boys" (диск "Tear It Up") и "The Faces". А в январе 1993 г. Билл покидает "Stones" раз и навсегда.
   Оглядываясь на 30 лет, проведенные им в рядах "Stones", кажется, что наш басист поставил на карту все: личное счастье, жажду к творчеству, радость бытия. Уаймен истосковался по простым человеческим радостям. Он решил встать на землю обеими ногами и женился - супруга Сюзанна Аккоста родила ему троих дочерей: Катарину, Джессику и Матильду. Теперь Билл, свободный от ярма группы, наслаждался жизнью. Казалось, бас-гитара осталась далеко в прошлом… Но в 1997 г. Уаймен создал группу "Rhythm Kings". Она заиграла в стилях ритм-энд-блюза, джаза, соул и издала 7 альбомов (из них 1 двойной и 2 концертных); первый назывался "Struttin' Our Stuff". Среди участников команды в разные годы выделялись известный по "Procol Harum" клавишник Гари Брукер, а также Питер Фрэмптон и темнокожая певица Беверли Скит. На альбомах "Anyway The Wind Blows"(1998) и "Groovin"(2000) играют старые знакомые Мик Тейлор и Эрик Клэптон, но лишь как приглашенные "гости". В 2001 г. увидел свет двойной диск "Doublebill" с участием самого Джорджа Харрисона в кавере на песню Элвиса "Love Letters". Здесь экс-битл сыграл прямо-таки по-Тейлоровски! Были изданы и концертные записи Билла и его ребят в серии "Bootleg Kings" - "Live In Europe '98" и "Ride Again".
   В новом тысячелетии Уаймен написал еще одну книгу - "Blues Odissey", которую посвятил покойным Брайану Джонсу и Яну Стюарту, а также подготовил серию теле- и радиопередач о блюзе (по мотивам книги). В Лондоне уже который год работает его кафе "Sticky Fingers", а по другую сторону океана, в Атланте - клуб "Brassiere", совладельцем которого он некогда являлся на пару с Ринго Старром. Одно время Билл входил в ряды английского футбольного клуба "Crystal Palace" и Королевского садоводческого общества Британии. Он носит титул лорд-мэра, который получил "в нагрузку" к купленному на родине старинному поместью и замку Геддинг-холл. Местность эта примечательна тем, что самая ранняя постройка на ее территории относится к XIII веку, а 2 столетия спустя там проживал сэр Роберт Чемберлен - Рыцарь тела королевского и член парламента Саффолка, сторонник Йоркской династии в войне Алой и Белой Роз, обезглавленный королем Англии Генрихом VII в 1491 году.
   Трудно сказать, что "Stones" потеряли с уходом Билла, но именно благодаря этому меломаны получили шанс приобщиться к совершенно иному музыкальному пласту, нежели "Роллинги". И пусть в жанрах, избранных им, все слова давно сказаны, приятно услышать знакомое имя в новом качестве музыкального руководителя и организатора. Так держать!

Назад