«Адреналин!» (интервью с Кейтом Ричардcом)
(С сайта iorr.org. 17.10.1998 г., автор: Дин Гудмен, перевод – Дмитрий Doomwatcher Бравый под редакцией А. Лазарева)
  
Нижеприведенное интервью состоялось в субботу 17 октября 1998 г. В три часа дня Кит позвонил мне домой из своего особняка в штате Коннектикут. Обычно, когда вам звонят рок-звезды, сначала вы общаетесь с их ассистентами, а уже потом они передают трубку рок-звезде. Но, очевидно, Кит привык все делать сам. На это интервью отводилось 10-15 минут, но он проговорил больше 45 минут. Накануне ночью со своим отцом, Бертом, он провел крутую партию в домино, и поэтому был очень спокоен. Обычно его речь трудно разобрать и он говорит какими-то обрывками, которые он повторяет каждому репортеру. Но все же я надеюсь, что данное интервью получилось пооригинальней прочих. К сожалению, он не обладал информацией о гастролях, запланированных на 1999 год, и явно не хотел об этом говорить. 19 октября, в понедельник, он должен был лететь в Торонто для того, чтобы переговорить с Майклом Колем).
  
- Новый альбом, похоже, представляет собой подборку концертных треков, а не какую-то концептуальную пластинку. Можно сказать, что это сознательная попытка уйти от формата концептуального альбома?
  
- Да, по всей вероятности. Получается так, что когда ты выпускаешь концертник, нужно рассматривать эту работу с позиции живого шоу. То есть, какова конечная цель? Мы всегда пытаемся найти новые способы самовыражения на сцене... Если на футбольном стадионе ты все время торчишь на одном месте, это немного ограничивает. Всегда нужно найти способ вырваться из привычных рамок. То есть иметь в запасе современную вторую сцену, и я считаю, что это даёт совершенно новое измерение твоим возможностям, а потом, ты подходишь к записи точно так же. Конечно, ты стараешься выбрать лучшие дубли песен, поймать новое чувство на новом месте. Я считаю, что по звучанию, это лучший концертный альбом «Stones». Люди всегда приводят в пример альбом "Ya-Ya's", тогда мы выпустили пластинку с потрясающей атмосферой, но вот по звучанию она явно устарела. Надеюсь, что в отношении "Ya-Ya's” люди со мной согласятся, но что это - лучше всего записанный живой альбом, я сомневаюсь.
  
- Большинство песен взято с концертов в Амстердаме. Получается, что вы лучше всего отыграли именно в Амстердаме?
  
- Вовсе не обязательно, просто там получилась контролируемая атмосфера. Это был первый концерт на закрытом стадионе в Европе, так что нам не нужно было думать о погоде. Такое бывает, когда ты записываешься вживую, нужно записать 4-5 концертов, а потом выбрать лучшее. Можно было не думать о дожде или ветре. Порою и при таких погодных условиях можно записаться неплохо, но просто не хочется рисковать! В этом году в Европе лето было довольно паршивым!
  
- Странно, что альбом начинается с "You Got Me Rocking", ведь все знают о том, что вы играете ее на второй сцене?
  
- Наша фирма грамзаписи поставила перед нами определенные условия, какие песни на этом концертнике они не хотят – те треки, которые попали на предыдущие 4 или 5 концертных альбома. Поэтому нам пришлось попотеть, выстраивая новую концертную программу: не очередная "Jumpin' Jack Flash," насколько бы она не была хороша, и как бы мне не нравилось играть ее на сцене. Нам пришлось выдумывать более эклектичный список песен. И теперь "You Got Me Rocking" закрепилась в нашей программе. Я удивился тому, что Мику вдруг понравилось петь эту песню на этом турне, а ведь я едва уговорил его записать ее для альбома «Voodoo Lounge»! Тогда ему эта вещь совершенно не приглянулась. Как говорится, «век живи - век учись».
  
- То есть ты проталкиваешь свои песни? Ты будешь лоббировать, скажем, "You Got Me Rocking", а Мик пойдет тебе навстречу с условием, если он будет петь "Anybody Seen My Baby"?
  
- Нет, ни за что. На самом деле, я считаю, что эти песни связаны между собой. Единственные песни, которые я скорей всего не стану поддерживать, это те, которые я пою сам, а также другие, написанные Миком. Но в любом случае меня это не заботит. Для себя я решил, что моя главная задача - писать такие песни, которые Мик наверняка захочет исполнять, даже если его эти песни обламывают, когда я впервые ему их показываю! Порою на это уходит много времени. Для меня "You Got Me Rocking" - это настоящий рок-н-ролл. Группа прекрасно играет. И на каждом концерте мы просто неудержимы. Я был всем доволен.
  
- Я заметил сильную связь между тобой и Миком, когда ты подходишь к нему во время его соло на губной гармошке в "Out of Control".
  
- В этот момент я провоцирую его, как бы говорю, «ну давай, м*дила!». Давай, врежь мне! Он так классно играл, и спел просто замечательно. Мы дали больше сотни концертов при разных условиях, и он не облажался. Однако, я пообещал ему самую лучшую аккомпанирующую группу, и сказал: «Тебе придется постараться», и он великолепно отработал. Мне очень понравилось, как вся группа играла на этом турне, потому что, казалось, что мы играли все лучше и лучше. На самом деле все было стабильно, никаких взлетов и падений. Как правило, на гастролях есть хорошее шоу, замечательное шоу, ужасное, и такое средненькое, а потом ты играешь все лучше и лучше. Это турне было хорошим как с точки зрения музыки, так и с позиции исполнения. Наверное, поэтому мы будем играть и дальше.
  
- Мне интересно, какие у тебя сейчас отношения с Ронни ? Он с трудом играл на второй сцене, и ты часто ругал его в интервью.
  
- Все дело в Ронни и в моем чувстве юмора! Мы обмениваемся самыми колкими замечаниями, потому что мы лучшие друзья. Когда мы с Ронни играем, это – «плетение». Мы обмениваемся партиями, и не важно, соло это или ритм. Со стороны уже трудно разобраться, кто какую партию играет. Вообще я же мало играю на второй сцене. Мы играем основные риффы. Никаких замороченных партий. Все просто, но вместе с тем плотно сыграно. Таким и должен быть рок-н-ролл, особенно когда играешь на крохотной сцене в гуще толпы из 80 000 человек. Это мобилизует.
  
- А на этот концертник попали песни, которые никогда не исполнялись вживую? Вроде "Anybody Seen My Baby"…
  
- Это может быть либо прекрасно, либо ужасно. Все дело в темпе, а также в подходе к той или иной песне. Иногда я чувствовал, что все получилось классно, а в другой раз немного хуже. И вместе с тем мне понравилось, потому что я мог изобразить из себя гитариста в стиле соул! Просто я мог стоять на сцене и кайфовать, а не прыгать.
  
- А были еще песни, которые было трудно играть вживую?
  
- На самом деле нет. С веб-сайтом (где есть список песен, за готорые голосуют зрители, чтобы их сыграли «Роллинги»), который мы не составляем специально к каждому концерту – пришлось делать это раз или два, когда система вдруг накрылась, никто не знал, в чём дело, и мы гадали, что играть - а мы узнаем об этом за полчаса до выхода. "She's a Rainbow," Господи Иисусе! В этом заключался элемент неожиданности для группы – что мы сегодня будем играть на заказ.
  
- В Нэшвилле вы играли "Faraway Eyes", а в Оклахоме "Shine A Light," к моей радости...
  
- "Shine a Light" мы играли еще на парочке других концертов. "Lowdown" мы начали играть еще в Европе (эта песня исполнялась всего однажды, 14 января, на концерте MSG, и ее не было в заявках на веб-сайте – прим. автора). Мы также добавили и парочку других вещей. Я всегда чувствую отношение Мика к концерту по тому, сколько песен он хочет поменять в программе прямо по ходу шоу. Я не составляю сет-листа, потому что это он будет петь эти песни. Если на прошлом концерте в программе появляется 4-5 новых песен, я понимаю, что он по-настоящему завелся. И начинаются разговоры: «Мы ничего не будем менять, поменяем вот только эту песню» – в этом случае, я понимаю, что что-то происходит. А вот когда ничего не меняется, тогда я начинаю волноваться. «Может у него какие-то проблемы с горлом? Может, он только что поругался с Джерри?!»
  
- Вы все вымотались под конец этих гастролей?
  
Этого не осознаешь до самого окончания турне, потому что играешь на автопилоте. Но в последнюю неделю турне ты чувствуешь, что тело нуждается в отдыхе, и пробуешь убедить себя: «Ну же, мы еще пока не закончили. Осталось отыграть еще несколько концертов», и так вроде себя уговорил. Вот так почти всегда и бывает, а потом наступает период разгрузки. Ты пытаешься привыкнуть к этому, тусуясь с друзьями. А затем, когда привыкнуть не получается, подходит время концерта, и начинается настоящая ломка, просто места себе не находишь! Адреналин! После года гастролей они превращаются в наркотик, который мы сами себе создаём, и когда ты вдруг слезаешь с «концертной иглы», приходит ломка, а ведь я прекрасно знаю, что такое ломка!
  
- Насколько мне известно, в январе-феврале будущего года вы проведете северо-американское стадионное турне?
  
- Да, насколько я знаю. В понедельник я собираюсь в Торонто повидаться с Майклом Колем, дать несколько интервью и прочее говно, а потом появятся какие-то подробности относительно этих гастролей. А в данный момент, я продолжаю отдыхать от последней части турне. А вот на 19 января, похоже, назначено начало репетиций, или уже мы начнем работать (т.е. гастролировать). Но, скорее всего, репетиции.
  
- На новом турне вы впервые с 1964-66 годов, будете выступать в Северной Америке три года подряд.
  
- То турне прервалось по ряду разных причин, наверное, одной из причин было изменение в английском налоговом законодательстве, поэтому мы не имели права выступать там, конфликтуя с Британским Правительством. Лично мне был интересен тот факт, что они продали 105,000 билетов на концерт на стадионе Уэмбли, поэтому мы предложили зрителям сдать свои билеты. И 2,000 сдали билеты в кассы. Должно быть, у этих людей были на то веские причины и они знали, что не попадут на тот концерт! С другой стороны, если те остальные придут туда подзависнуть, мы выступим там. Также, наверное, будет интересно выступать в залах и стадионах поменьше.
  
- И вы назовете этот тур «Без Охраны»?
  
- Думаю, да. Я пока не уверен. Сейчас у меня нет информации, что нас ждет в следующем году, я знаю только одно – что числа 20 января (1999-го) я возьму гитару в руки, но пока не знаю никаких подробностей, где и когда. Да меня это и не волнует. Просто направьте меня в нужном направлении. Пока есть сцена на месте, все клево.
  
- Я знаю, что Мик составляет сет-лист, а ты будешь бороться за разнообразие концертной программы на каждом концерте?
  
- ... конечно, и даже больше...   
- Это просто замечательно, Кит, удачи на этих гастролях. Я с удовольствием поговорил с тобой.
  
- Я тоже, Дин. Пришли мне список песен, которые ты хочешь услышать.
  
- Не вопрос.
  
- Не пропадай, старик.
Назад