Интервью с Миком Джаггером и Китом Ричардсом

Как много рок- музыкантов не нуждаются в представлении?


   Журнал “Hit Parader” (CША), октябрь 1980 г., автор – Лиза Робинсон.
Перевод – Doomwatcher, подготовил для сайта Nathan Laze.
Текст статьи оставлен без изменений. Использованы оригинальные иллюстрации.

   Мик: – До которого часа ты задержалась прошлой ночью? (обсуждение выступление “The Selecter”в клубе “Hurrahs”)
   Лиза: – Слишком долго, было очень жарко.
   - Там было так жарко. Я неправильно оделся, придя туда. Надо было вообще прийти голышом.
   - Ну, тебе надо было надеть набедренную повязку. В один прекрасный момент ты бы разделся и обвязал ей свою талию…
   - Ну разве у них нет отдельного гардероба для таких юных девушек, как ты?
   - Я бы не стала сдавать ничего из своей одежды, придя в такой клуб. В туалете вообще творится какой-то ужас.
   - Ванные комнаты. Я заскочил в женский туалет и девушки возмутились, но одна из них не возражала.
   - Что-то мы увлеклись гардеробной темой. А что ты думаешь о статье, опубликованной в «Soho Weekly News» на тему героина? Ты не считаешь, что героин превратили в этакий жутко гламурный наркотик? Все это кажется достаточно безответственным.
   - Да, я тоже заметил, что в последних интервью люди считают героин гламурным наркотиком, тогда когда этот наркотик стоит немыслимых денег и бывает не очень хорошего качества. Однако тема наркотиков - это веселая тема на шоу Джонни Карсона. Ну, я не знаю, чего здесь смешного. Я реально не смотрю шоу Джонни Карсона, но ты понимаешь, о чем я? Кокаин… уверен, что я видел его на шоу Джонни Карсона… о-кей? Это тема для обсуждения. Поэтому я решил, что наркотики пропагандируются журналами и ТВ, но героин был реально опасен. Я отметил, что в «High Times» следует публиковать цены на героин, т. к. они публикуют расценки на прочие непонятные наркотики… таблетки там всякие… но не на героин, который, по всей вероятности, употребляет достаточно большое число людей. И я сказал, что это было проявлением ханжества, и все такое прочее. И потом я обалдел, увидев обложку «Soho», когда вышел тот номер – на обложке красовалась красивая блондинка с героином … потому что это совершенно неправильно. И даже в самой статье говорилось о тех людях, которые могут «решить этот вопрос» в свои выходные, понимаешь, о чем я? И это совершенно неправильно… Героин - серьезный наркотик, он совершенно не для развлечений. Я не думаю, что есть такое понятие, как «развлекательный наркотик», но тем не менее, героин уж точно не для развлечения. И для рекламы этой гламурной истории об этом наркотике, который сейчас столь популярен в Нью-Йорке, народ «подвис» на этом наркотике, потому что он еще никогда не был таким доступным. Это - лучший наркотик, и при этом он и дешевле кокаина, и лучше его. Какое-то безумие, сами понимаете, это - как реклама героина, в которой говорится, что он дешевле кокаина. Поэтому кто-то может пойти и попробовать героин, так как он дешевле… и лучше… и по мне, это очень безответственно. И девушка на той обложке определенно не была похожа на человека, не употребляющего наркотики, ничего такого. Теперь, раз уж об этом пишут в одном журнале, то подобная публикация вполне может появиться в журнале «Time» или где-то еще.
   - Итак, чем вы сейчас занимаетесь - вы уже записали свою новую пластинку?
   Да, мы завершили работу над новым альбомом,… я не знаю, правда. Я постоянно думаю об этом. Жаль, что я не могу тебе рассказать. Я могу нафантазировать. Нет, наверное, в конце лета, мы проведем короткое европейское турне… после гастролей по Австралии.
   - Почему?
   - Потому что таковы наши планы, а потом мы вернемся в Америку.
   - Но почему Австралия?
   -Ну, так надо, честно. Нам надо подзаработать. Мы в состоянии подзаработать, проведя трехнедельный австралийский тур.
   - А как же Япония?
   - Не, Япония для нас закрыта.
   - Ну а как же Маккартни?
   - Он тут совсем ни при чем.
   - Как так?
   - Ну, его уже не пускают в Японию.
   - Зачем вообще музыканты ездят туда с концертами?
   - Не знаю. Просто не могу тебе этого сказать. Это беспокоит нас, когда мы выступаем в бойцовском клубе в грязи, или в английском клубе, или в любом другом ночном клубе. Помнишь, когда мы сидели в клубе «Danceteria»? И нам было непонятно, почему этот парень ведет себя так глупо.
   - Хорошо. Следующий вопрос. Признайся, ты действительно хочешь ехать на гастроли? Неужели снова так хочется подниматься на эту сцену? Ты скучаешь по этому делу?
   - Да. Мне этого дико не хватает. Я жажду поехать в турне, и не важно, поедет ли Билл с нами или нет. Он заявил, что собирается в отставку, представляешь? Через два года. Назвал конкретную дату своего ухода. У нас есть два года для того, чтобы найти себе нового басиста.
   - То есть именно на сцене - твое место… именно на сцене ты «живешь»? (все начинают смеяться)
   - Нет. Я хочу этим заниматься, хочу начать с концертов в залах поменьше, проникнуться этой атмосферой. А потом уже перейти на большие площадки. У меня нет никакого желания начинать «по-крупному», со стадионов, иначе я просто свихнусь. Вот, например, в прошлый раз, мы сказали, что хотим выступать в залах поменьше, отлично, а начали тур на гребаных хоккейных стадионах, типа разогревались.
   - Но разве не ты сказал мне, что не хочешь выступать в маленьких залах, что вы слишком популярны для этого….
   - Да, никуда не денешься. И музыкальный бизнес изменился с тех пор, как я говорил об этом. Я бы не сказал, что сомневаюсь в посещаемости наших концертов, просто публика пресытилась. И на момент моего заявления, появились много новой музыки, новых групп, я сказал это достаточно давно, лет 8 тому назад (в этот момент Лиза поддакнула и стряхнула пепел на ковер). Это - не моя квартира. Эта квартира принадлежит организации Стигвуда. Стугвуд платит за эту квартиру. Он владелец этой квартиры и предоставляет ее мне бесплатно.
   - А вот и врешь. Я знаю, сколько ты платишь за аренду.
   - Я тебя умоляю! Что касается гастролей, то я не против прокатится по миру и совершить несколько безумств…
   - А что скажешь о Китае?
   - Да, я бы не прочь там выступить. Представляешь, «Police» совсем недавно выступали в Индии… Мы вполне могли бы туда поехать, и взяли бы с собой Джорджа… (смеется).
   - А когда вы начинаете тур по Америке - осенью?
   - Да…
   - Но не будете выступать в сорока городах…
   - Нет. Сомневаюсь. Я расскажу тебе об этом позднее, сможем ли мы сделать это или нет.
   - Каким тебе представляется ваше новое шоу?
   - Не знаю. Может быть я буду появляться на сцене под дымовую завесу… А как бы тебе хотелось? Ты бы предпочла навороченное шоу или наоборот - простое? Как насчет черной кожаной куртки? ОК? Яркого света? Грохота? Не могу сказать, сможем ли мы осуществить задуманное. Это же шоу-бизнес.
   - Однако… чем ты себя развлекаешь?
   - Хороший вопрос. Гм, я принимаю героин. Мне надо его прикупить побольше, пока он дешевый (смеется). На прошлом турне мне скучать не приходилось, и надеюсь, что на новом турне тоже скучно не будет.

   Продолжение следует. В новых номерах нашего журнала Мик расскажет о своих планах в кинематографе, альбоме Emotional Rescue, положении в мире и о музыке «новой волны».

   - Нет, спасибо, пить я не буду, не хочу. Я пила 27 дней подряд.
   Кит: – А, а я пил 27 лет подряд.
   - Недавно вы вышли из студии, дописали, наконец, новый альбом… а сейчас его микшируете ?
   - Да, мы микшируемся… написали большое количество песен - так много, что нам хватит еще на два альбома, и еще останется. Уж пускай у меня будет много песен, чем мало. Работу над новым альбомом я мог бы сравнить с записью диска «Exile On Main Street», когда песен тоже было «выше крыши». Тогда мы взяли и записали двойной альбом, тем самым вышли из сложившегося положения. Но новый диск - одинарный. На этот раз - никаких двойников. Много времени уходит на размышления отом, что же оставить на потом, что исключить, и это почти также трудно, как и отсутствие нужных песен. Когда нужно мобилизоваться и сочинить очередную песню… Классно, когда песен в избытке, потому что в этом случае всегда есть выбор. Еще один хороший альбом про запас.
   - Почему же вы решили не выпускать двойного альбома? Из-за текущего положения в музыкальной индустрии ?
   - Я в полном неведении, что творится в этой индустрии: все эти «шишки» визжат, как напыщенные свиньи, как мне кажется - а все потому, что они не зарабатывают, по их мнению, достаточное количество денег. …или те суммы, к которым они за последние годы привыкли. И это их явно тревожит. Просто все они - напыщенные типы. Они насыщаются и застревают в дыре, скажем так. Когда они свыкаются с возможностью выпускать альбомы, и выпускают их огромное множество, и они могли бы проникнуться этим, и это было легко для них, а потом времена изменились. Прочие обстоятельства изменились, и вот они бегают, схватившись за голову и ужасаются. Они собираются отослать меня назад в «A&P», и я стану менеджером супермаркета.
   - Как вы отреагировали на изменения в экономике? К примеру, теперь выступаете в залах поменьше…
   - Да, мы начали играть в залах поменьше в 1978-м , приехали в Нью-Йорк и дали всего один концерт в «Palladium». Но мы поступили так лишь из-за нежелания проводить стадионное турне, потому что нашей группе это никак не идет на пользу - так все превращается в рутину. При таком раскладе ты всегда делаешь одно и то же, одно и тоже шоу каждый вечер. Тогда как в залах поменьше есть своя особая атмосфера, и есть возможность отыграть очень хороший концерт, потому что гораздо приятней играть по маленьким залам, когда никто не устает от гастрольной жизни. Только представь себе такой масштабный тур, каждый день концерт в зале на 20000 мест, каждый день выступление на бейсбольном стадионе… А в маленьких залах все собраны, это интересно как для дорожной команда, так и для нас, и для нашей публики. Вот почему мы занялись этим.
   - Хорошо, вы давно играете рок-н-ролл, многое повидали, так как вам все это не надоедает?
   - Что может заставить меня потерять интерес? Мне в голову приходит только одно – мне все еще интересно играть рок-н-ролл. Я получаю от этого удовольствие. Если бы это было скучно, то, скорее всего я не смог бы этим заниматься. Если я теряю к чему-то интерес, то бросаю это дело и больше никогда этим не занимаюсь. Мне должно быть интересно. Я до сих пор считаю, что мы, как группа, движемся вперед, совершенствуемся, каждый по отдельности и все вместе. Нам все еще интересно. Можно сказать, что нами движет коллективный интерес.
   - Ты считаешь, что это всем интересно, и даже Биллу?
   - Я не могу говорить за Билла… не знаю… он - замечательный парень, прекрасный басист. Он музыкант лучшей ритм-секции, бас и барабаны, для меня это лучшая ритм-секция в мире. Билл - один из лучших в рок-н-ролле… Вот уж не знаю, чем он хочет заниматься, не знаю, что у него на душе, к чему он стремится… я думаю, что ему надо собраться и играть на басу.
   - Что скажешь о турне «Barbarians» - тебе понравилось?
   - Конечно, очень понравилось. Я занимался своим делом. Но когда я осмотрелся, Чарли и Билла со мной рядом не было, вместо них были Зигабу, Стэнли… а еще два или три других музыканта, с которыми я часто играл. Бобби Киз, Мак и Ронни. Мне это было мне во благо, потому что играть в «Stones» - это одно; когда ты играешь в «Stones», ты играешь в «Stones». У тебя нет возможности поехать в турне и играть с другими музыкантами, музыкантами другой группы – так, чтобы найти себе другое применение. Это была одна причина, а вторая… я сделаю все что угодно только для того, чтобы помочь Ронни. Эти гастроли заставили меня задуматься, я был музыкантом другой группы… вообще, жизнь просто надо как-то разнообразить.
   - А ты не считаешь, что в этой ситуации ты испытал на себе чрезмерное давление? Как ты ответил на критику о том, что Вуди не в состоянии возглавить группу, и что публика шла посмотреть на тебя?
   - Я знал об этом, но попробовал максимально это игнорировать. Я считал, что играл роль обычного гитариста, и не более. Я к этому стремился, и при этом оказывал Вуди на сцене максимальную поддержку, потому что он впервые в жизни был фронтменом. И вот что еще: сложилась деликатная ситуация, я не имел права высовываться, я должен был поддерживать Вуди, -именно к этому я и стремился.
   - А ты вообще можешь представить себя в подобной роли, просто выходить на сцену, причем ты никогда бы не смог оставаться безымянным ритм-гитаристом, выходить и поддерживать кого-то на «вторых ролях»? Не быть тем самым Китом Ричардсом, одним из «Rolling Stones» ?
   - Нет, это просто нереально, и я понимаю, что ты хочешь сказать. Думаю, что это невозможно. Ни один из музыкантов «Stones» не смог бы сыграть подобную роль - разве только надев маску, как Горбун из «Нотр-Дам», приклеив пышную бороду и нацепив надувной горб… Необходимо это понимать, и если ты хочешь выходить на сцену и играть, тогда подчиняйся и играй по чужим правилам. Важно само отношение. Если ты выходишь на сцену для того, чтобы всех затмить, тогда нет никакого смысла заниматься этим, так как с таким же успехом можно отправиться в собственное турне. Мне лично это совсем неинтересно.
   - Неинтересно? Что - вот так вот, совсем?
   - Да, совсем, как я могу зарекаться? Я не предсказатель, у меня нет хрустального шара. Но в данный момент меня подобная перспектива совершенно не прельщает, потому что я занимаюсь своим делом, и вообще всему свое время. Мне просто некогда обдумывать какие-то свои сольные проекты. Мне никогда не хотелось разбрасываться и претендовать на что-то другое. Уж лучше я сохраню что-то для себя, а потом отдам это «Stones»… глупо заниматься другими вещами.
   - Неужели ты не хотел бы играть другую музыку, отличную от той, что ты играешь сегодня?
   - В составе «Stones» я могу играть в любом стиле. Я понимаю, что не хочу разбрасываться. Если «Stones» играют там, а я здесь... С одной стороны, я отрываю себя от «Stones», и при таком раскладе никто от этого не выигрывает, и мне самому это неинтересно. Необходимо понимать, что «Stones»- это группа из пяти музыкантов. В записи той или иной пластинки могут участвовать еще несколько музыкантов, но на выходе мы имеем одно, узнаваемое звучание. Наша группа - как часы, обсыпанные пятнадцатью мелкими бриллиантами, и часовой механизм состоит из множества винтиков и шестеренок, но если эти часы вам не подходят, тогда зачем они вообще нужны?
   - Считаешь ли ты «Stones» лучшей группой в рок-н-ролле?
   - Я не критик, детка, и не судья.
   - Значит, ты играешь свою любимую музыку?
   - Да. Я не могу не сочинять эту музыку, для меня это вполне естественно, понимаешь? Я бросил сочинять песни давным-давно. Сознательно сочинять, разве что какие-то странные вещи, в виде исключения… но я уже очень давно не сочинял какие-то особые песни для альбома «Stones», которые я бы мог сочинять. Я просто иду в студию, и как правило, Чарли уже там. И просто начинаю играть. Я просто начинаю играть, и через полчасика у меня появится новая песня. Приходить в студию и вставать в позу, и говорить: «Сейчас мы напишем песню, вы будете играть одно, а я другое», - это не методы «Stones». Я могу прийти в студию, сделать черновой набросок, а потом заразить этим микробом всех остальных. Я - как комнатная муха.

   В ближайших номерах Кейт расскажет об альбоме «Emotional Rescue», подробнее о звучании «Stones», Чаке Берри, Джеймсе Брауне, Ленни Брюсе и своих личных проблемах, как и проблемах с законом. Оставайтесь на связи.

Назад