Мик Тейлор

    Карьера этого музыканта в “The Rolling Stones” была быстрой и скоротечной: всего 5 лет. Играя с "Роллингами", он с самого начала чувствовал себя пришельцем, гостем на планете жестких ритмов, больших стадионов и легких денег. Мик – натура тонкая, чувствительная, как у истинных художников, и не всегда практичная, но главное - не терпящая даже малейшего принуждения, когда дело касается творчества. Без свободы он не мыслит своей жизни, и это доказывает его жизненный путь.

    Майкл Кевин Тейлор родился 17 января 1949 года в Уэлвин-Гарден-Сити, Хертфордшир; в то время это был совсем новый район Лондона. Отец его, Лайонел, служащий в аэропорту, никогда не занимался музыкой, но в 1957 году взял своего сына на концерт Билла Хейли и "The Comets". С этого момента и начался долгий путь Мика с гитарой по жизни. Первой его группой в 1964 г. стала "The Juniors", чуть позже трансформировавшаяся в “The Gods”. Солистом и клавишником в ней выступал будущий композитор "Uriah Heep" Кен Хенсли, а басистом - Джон Глэскок (позднее - "Jethro Tull"). Занятия музыкой Тейлор сочетал с работой художника-оформителя, пока не стал профессиональным гитаристом. А случилось это в 1967-м, когда он вступил в ансамбль Джона Мэйолла “Bluesbreakers”. Первый альбом с его участием - “Crusade”; Мик являлся также соавтором одной композиции ("Snowy Wood"; игра слов - "заснеженный лес" или "Ронни Вуд под коксом"). Через год выходит второй альбом – “Bare Wires” (он занял 3-е место в Британии), а в 1969-м - “Blues From Laurel Canyon”; при этом Мик также работал и в качестве сессионного музыканта.

    Когда перед “Stones” возникла необходимость в новом гитаристе, судьбоносный поворот в жизни Тейлора совершила женщина, 1964 а именно Марианна Фейтфулл, одной из лучших подруг которой была жена Джона Мейолла - Памела. На альбоме Марианны "North Country Maid" еще в 1966-м вышла песня "Cockleshells", подписанная именем Мика как основного автора композиции. (Впрочем, специалисты в основном утверждают, что это был "другой" Мик Тейлор.)

    Когда Мик стал гитаристом "Роллингов", то стало ясно, что как исполнитель он был на порядок выше Джонса, да и Ричардса тоже. Но кроме клубов, он нигде не выступал, и поэтому на первом концерте с группой в Гайд-парке (5 июля 1969) еще выглядел зажатым. Во время американских гастролей 1969 г. Мик познакомился с Джими Хендриксом, которого боготворил. В его домашнем архиве есть любительская киноплёнка, на которой они импровизируют вместе за кулисами, причем Джими взял в руки тейлоровский "Gibson SG". Это короткое видео можно найти на YouTube - правда, без звука.

    Втянувшись в работу, Тейлор проявил себя с лучшей стороны: он превосходно солирует и держит ритм. Вполне вероятно, что "Роллинги" решили утаить часть гонорара от новичка и указали его участие только в 2-х песнях альбома “Let It Bleed”. Их диски 1970 - 1974 гг. просто невозможно представить без Мика, и особенно "Sticky Fingers". Так, его соло-гитара отлично разукрасила песню “Sway”, а после того, как в композиции “Can't You Hear Me Knocking” кончаются слова, то наступает черед длинной инструментальной мистерии, где тоже доминирует гитара Тейлора. Вне всяких сомнений, это – его произведение, но почему оно не отмечено на диске отдельно ? Подобная путаница с авторскими правами отразила его неровные отношения с Джаггером и Ричардсом, усложнявшиеся день ото дня.

    В декабре 1974 года заявление Мика о том, что он уходит из группы, не прозвучало неожиданным. Устали и он сам, и "Роллинги". Тейлор обожал полёт фантазии, ”Stones” же требовали от него рутинной работы. Мик не выдержал тягот жизни рок-звезд и не сошелся характерами с Китом и Миком. Вместо этого он примкнул к новой группе Джека Брюса, которая проехалась с гастролями по Европе и выступила на ТВ. Позднее Тейлор занялся работой в студии. Еще будучи участником "Роллингов", он записывался на дисках Мэйолла, Ники Хопкинса, Майка Олдфилда и др. Так, ни с кем не заключая контракта, на вольных хлебах, продолжил он карьеру сессионного музыканта и на сегодняшний день установил рекорд по количеству дисков со своим участием (во многом за счет работы с малоизвестными музыкантами), которых спокойно наберется больше сотни... В активе Мика – записи не только с британцами и американцами, но и с французами, итальянцами, датчанами, шведами, японцами, украинцами и даже русскими !

    Еще насовсем не порвав со “Stones”, в начале 1976-го Тейлор вместе со старшим Миком, Кифом и Ронни участвовал в записи альбома Джона Филлипса “Pay Pack And Follow”, вышедшем лишь после смерти последнего в 2000-м. А в 1979 году Тейлор записал и свой первый сольный диск “Mick Taylor”, частично - при помощи мобильной студии "Роллингов". Здесь он выбрал лирический образ неудачника: "Я - сломанные руки, я - сломанный человек" ("Broken Hands"); "Я прошелся вниз по Юго-западу 5, чтобы посмотреть, жива ли моя душенька..." (SW5 - почтовый индекс Лондона в районе отеля "Кенсингтон", где располагаются зал "Earl's Court" и клуб "Troubadour", в котором нередко выступал Джими Хендрикс. Примечательно, что недалеко находится район SW7, где на Кортфилд-роуд в доме 1 квартировались Брайан и Анита). Но, пожалуй, лучше всего на альбоме прозвучала сложная инструментальная композиция "Spanish", тяготеющая к прогрессивному року. В названии, похоже, скрыт намек на прозвище наркодилера "Роллингов" - Тони Санчеза ("Испанца Тони").

    Летом 1981 года Мик отправляется в турне с группой Элвина Ли. Одновременно "Stones" поместили на свой альбом “Tattoo You” записи из 1972-го с его участием, даже не упомянув его имени на обложке... Конечно, это не могло не расстроить Тейлора, и в качестве утешения он был приглашен сыграть пару песен вместе с командой на концерте в Канзас-сити 14 декабря 1981 г. Затем Мик вернулся в "Bluesbreakers" и провел 1982 год в компании Джона Мейолла, а 1983-1984 - с Бобом Диланом, приняв участие в записи его альбома "Infidels" и проехавшись с его туром по Европе. Интересно, что ударником в обоих проектах был Колин Аллен, чуть позднее вошедший в первый состав сольной банды Тейлора... и являющийся старшим братом Джеффа Аллена - последнего по времени барабанщика Мика и одновременно его продюсера.

    К тому времени Тейлор жил в Штатах, периодически лечась от оставшейся у него "на память" от славных времен "Стоунз" героиновой зависимости с помощью метадоновой терапии... с переменным успехом. В 1986-м он наконец-то решается начать сольные выступления - и давно бы так! Во время одного из концертов группы Мика "Hot Water Band" 28 декабря 1986 года в кафе ”Lone Star” на 5-й Авеню Гринич-виллидж зашел Кит Ричардс, и они вместе завершают шоу. Мик, в свою очередь, чуть позже появился на записи его альбома "Talk Is Cheap". Это был хороший знак, однако впоследствии пути "Роллингов" и Тейлора очень, очень долго не пересекались (кроме совместного появления на церемонии внесения в Зал рок-н-рольной славы в начале 1989-го). В этот период Мик записал видеопособие по игре на электрогитаре, приоткрыв некоторые из своих исполнительских секретов: например, игру пальцами правой руки без медиатора или "слайдом" в стандартной настройке (в отличии от традиционной в этом стиле open G). В апреле 1987-го он гастролирует в Японии, а летом следующего года выступает в США с группой ударника и певца Корки Лэнга "All Stars". Этот недолговечный клубный проект, в состав которого, кроме них, входили всего-навсего еще басист и перкуссионист, запомнился тем, что в его рамках Тейлор играл знаменитый хит "Cream" "Sunshine Of Your Love", а также "Honky Tonk Women" Джаггера-Ричардса. С 1989 года на своих концертах он уже не только играет, но и поет. Выступления Мика в Европе вошли в основу "живого" альбома "Stranger in This Town"(1990). Здесь Тейлор исполнял песни из репертуара "Роллингов", Альберта Кинга, Джими Хендрикса, а также собственные оригинальные композиции. Что касается его бутлегов, то их существует намного больше, чем у любого другого из “Stones”. Кроме того, гитару Мика можно встретить и на бутлегах иных исполнителей: Дилана, Мэйолла, Джека Брюса, “Grateful Dead”.

    В 1990-м Мик знакомится с певицей Карлой Олсон, в содружестве с которой вышло 6 альбомов. Помимо прочего, Карла исполняла и песни “Stones”. Весной 1992-го Тейлор выступает с группой "Tumbling Dice" (при участии Бобби Киза и Ники Хопкинса), а затем без группы вообще - в знаменитом Хард-Рок-Кафе в Монреале. Одна вещь в исполнении Мика есть на сборнике “Guitar Speak 3” - это фанк-проговый инструментал "Red Shoes". А в 1993-м его пригласил записать гитарную партию для песни "I Feel Free" сам Дэвид Боуи ! Какой бы это мог быть творческий альянс... К сожалению, эта запись не так и не увидела свет. Концерт Тейлора 1 февраля 1995 г. в Санта-Монике вошел в альбом "Live At the 14 Below" (также известный как "Coastin' Home"). В нем также принимали участие "The Hollywood Blues Kings". Здесь отчетливо слышно, что Мик просто купается в музыке, его импровизации поражают воображение. Записался он и на альбоме группы своего бывшего коллеги по "Bluesbreakers" Джона Макви "Gotta Band". А вслед за этим проектом последовало сенсационное содружество Мика Тейлора с русской группой "Аквариум" в виде песен ”Таможенный Блюз” и "Не коси" на диске "Навигатор" (1995). В этой сессии, вышедшей позднее на альбоме Энтони Тистлетуайта "Crawfish & Caviar", были также задействованы Марина Капуро и Юрий Шевчук. 14-15 сентября 1995 г. Тейлор выступил в Киеве, а 1 и 3 сентября 1997-го - снова там же. И, если верить знатокам, то 21-23 июля 1997 он дал пару концертов в неустановленном (пока) мiсте на Украине.

    В 1999 - 2001 гг. Мик колесит по миру в поддержку своего нового студийного диска “A Stone's Throw”, вышедшего в Англии 6 сентября 1998 года. На альбоме можно выделить балладу “Never Fall In Love Again”, "латиноамериканскую" “Lost In The Desert” , а также мрачно-монументальную версию песни Боба Дилана “Blind Willie McTell”. 26 октября 1999 г. в США состоялась премьера кинофильма "Bad City Blues", "дополнительную музыку" к которому (как следует из титров) Мик написал вместе со своим клавишником Максом Миддлтоном. В 2001-м Тейлор играет на альбоме Джона Мэйолла, а в декабре того же года выступил на блюз-фестивале в Санкт-Петербурге.

    Глядя на Мика, глубоко понимаешь бренность всего сущего перед лицом искусства – денег, славы, женщин. Пожалуй, только гитара верна ему и поныне. На фото - Мик с дочерьми Хлоей (слева) и Эммой. Жизненный путь его не назовешь неудачным, ведь он сам решил, что музыка – для души, и только потом - ради куска хлеба. Не подошел он жизнелюбам и озорникам “Stones” ? Что ж, зато оставил собственную песню чистой и незамутненной. Хочется верить, что Тейлор найдет в себе силы быть верным музыке до конца, а предпосылки для этого более чем достаточные.

Назад