Мик Тейлор: блудный сын "THE ROLLING STONES"
Подробный экскурс в плодотворчество великого музыканта!
  
(Эта статья - переработанный и дополненный перевод капитального труда Джима Шеридана, опубликованного на сайте
micktaylor.net, ныне не существующем)
  
В 1998 г. в музыкальных магазинах появился новый диск "A Stone's Throw". Имя Мика Тейлора
на нем мало что говорит молодой аудитории. Но старая гвардия рок-фанатов прекрасно помнит
его как участника второго состава "The Rolling Stones" в начале 70-х годов. Где же пропадал
этот музыкант с тех пор, как покинул великую группу и с чем он пришел ко второму
тысячелетию?
В зарубежной литературе Мик Тейлор бегло отмечен только как участник "Stones" в 1969-1974
годах. Для самой долгоиграющей группы мира этот срок (5 лет) всего ничего: прошло уже
столько времени с тех пор. Однако лучшие альбомы тех лет переиздаются и поныне. В хитах
"Stones" активно и решительно звучит гитара Тейлора. С уходом из группы имя
его подзабыто, причем незаслуженно. Возможно, Мик сам выбрал себе такую судьбу, ведь он никогда
не скрывал, что играет не ради денег, а исключительно для кайфа. Многие книги о "Stones"
утверждали,что его музыкальная карьера закончилась. Да, он не сделал себе имени солиста,
как Гари Мур или Эрик Клэптон. Однако и неудачником его не назовешь, ведь за свою долгую
карьеру Мик записался на 87 альбомах, установив рекорд по количеству студийных записей.
Этот результат достоин Книги рекордов Гиннесса! Сам же Мик Тейлор не делает из своих достижений
культа, предпочитая скромно отмалчиваться. Проследим же вехи его биографии как до, так и
после участия в "The Rolling Stones".
  
Мик вырос в городке Уэлвин-Гарден-сити, в 32 км от Лондона. Отец его, Лайонел, служащий в аэропорту,
был слесарем-монтажником фирмы "Haviland Ltd", сотрудники которой составляли основное население данного населенного пункта. Мать, офисный работник, немного играла на фортепиано - достаточно хорошо для того, чтобы по праздникам
выступать в местной пивной, а её младший брат Джон был поклонником рок-н-ролла и играл на гитаре.
Таким образом, в доме Тейлоров время от времени звучала музыка. Все вместе они пошли на концерт
Билла Хейли, и Мик был просто загипнотизирован тем, что увидел и услышал. Экзотика рок-н-ролла и
позднее - неизведанные миры, которые открывали перед ним запиленные американские блюзовые
пластинки, полностью завладели его мыслями. У дяди Джона была полуакустическая гитара фирмы
"Hofner", и он показал Мику первые аккорды.
  
Влияние дяди было очень сильным : "До того, как я начал обучаться на гитаре, - вспоминает Тейлор, -
я слушал Билла Хейли, Элвиса Пресли, Фэтса Домино, Джерри Ли Льюиса, Литтл Ричарда." В 9 или 10
лет Мик впервые взял в руки гитару, и с этого всё началось. "Обычно я приходил на обед домой из
школы - я обедал у бабушки - и он (дядя) тогда был дома, а не на работе. Сразу после обеда и до
того, как вернуться в школу, я заходил к нему в спальню и играл на его гитаре" (из интервью
журналу "Guitar Player", февраль 1980).
  
Первый блюзовый альбом, который потряс Мика - это "Live At The Regal" Би-Би Кинга. Слушая его,
любой заметит "вкусные" ходы, виртуозные вибрато и похожий на человеческий плач звук длинных нот -
то, что потом стало отличительными чертами игры Тейлора. В юности он целиком посвятил себя блюзовым
пластинкам, которые в Англии были редки. Тихий юноша пропадал в музыкальных магазинах Сохо в
поисках записей Сонни Боя Вильямсона, Элмора Джеймса и Фредди Кинга, приёмы игры которых он
старательно копировал. Согласно книге Ф. Нормана "Симфония для дьявола", когда Мику исполнилось
12 лет, он стал нарасхват у самодеятельных групп Хэтфилда. Во время учёбы в средней школе он
записался с группой "Juniors". У ней вышло 2 сингла: "Garage Man" на фирме "Polydor" и "There's
A Pretty Baby" на фирме "Columbia". В книге Эла Льюиса "Неизвестный "Стоун": история Мика Тейлора"
музыкант говорит: "Думаю, нам было по 13-14 лет. Мы были друзьями по школе и любили ритм-энд-
блюз: Чака Берри, Бо Диддли, Хаулин Вулфа. Время от времени давали концерты. Это было забавно.
Я недавно видел статью в очень старом журнале, где была фотография нашей группы. Я её раньше никогда
не видел. В этом журнале была реклама нашего сингла на всю страницу."
Среди участников "Juniors" были Кен Хенсли, позднее - лидер "Uriah Heep"
и будущий басист "Jethro Tull" Джон Глэскок. Тейлор не может поручиться,
на какой конкретно песне он есть. Оба диска являются исключительными раритетами. Даже если бы нам
удалось достать "Garage Man" сейчас, мы бы вряд ли узнали, играл ли там действительно Мик или нет,
так как в 60-е годы была устойчивая традиция выпускать пластинки определенной категории в варианте
"no picture sleeve" - без конверта с фотографией или какими-либо данными об исполнителе.
  
Еще более загадочен период в жизни Мика между 1965 и 1966 годами. Именно в это время он
присоединился к местной группе Уэлвин-Гарден-Сити "The Gods". Сам Тейлор говорил по этому поводу:
"Я не играл в этой группе. С одним из них, Кеном Хенсли который потом создал "The Gods", я играл.
Вот и всё." На вышедшем в 1967 году первом альбоме этой группы Мика нет. Несмотря на это, Льюис
организовал в № 7 журнала "Блюзмен" ( это издание полностью посвящёно Тейлору) интервью с Кеном Хенсли. Кен
сказал : "Мик и прав, и не прав. Он был в самом первом составе "The Gods" , который просуществовал
недолго. Его не было с нами, когда мы записывались на "EMI"".
  
Случай из жизни, который вспомнил Хенсли, разоблачает ангельский имидж Мика, закрепившийся в
"Stones": "Нам нужно было играть где-то на северо-западе Англии. Платили нам мало. Мы скидывались на бензин,
чобы доехать до места, где мы выступали. Мы играли в основном ради самого процесса. Однажды, выезжая из
города, мы остановились, так как Мик купил себе сигареты, а это были наши последние деньги. Подобных
историй много, и я их никогда не забуду. Мик был тогда мрачным, и когда в группе что-то не клеилось, он
грозился покинуть нас. Мы смеялись над ним и говорили, что если он уйдёт, то и все уйдут. Это была
чудная пора, мы много веселились". Примерно тогда вышел сингл Мика Тейлора "London Town", но это был
другой Тейлор. Хотя записей Мика с "The Gods" не осталось, многие знаменитости слышали его игру. Джон
Мейолл видел Тейлора на одном из университетских концертов: "Он был превосходен, играя "Hide Away"
и др., он звучал потрясающе" (журнал "Guitar Player", 8/95). Ронни Вуд вспоминает "The Gods" по-другому:
" Мик Тейлор всегда недооценивал себя. Он не считал, что ему стоит заниматься гитарой всерьёз, а я
его разубеждал. Иногда он так боялся выступать, что я подменял его. Он очень нервничал. А я выходил
и играл в его группе, не репетируя, а потом выступал со своей командой" ("Best Of Guitar Player",
12/94). Очевидно, Тейлора попросили уйти из группы.
  
В 16 лет Мик окончил школу "Onslow Secondary Modern" и поступил на работу гравёром. Также он был продавцом
в магазине "Strand's Civil Service". И вот мы подходим к знаменательному моменту в биографии Мика
Тейлора. Как-то раз он купил билет на концерт "Bluesbreakers" Джона Мэйолла в Политехническом институте
Хэтфилда. В тот злополучный вечер лидер-гитарист группы Эрик Клэптон почему-то не пришел на
концерт, и Джон обратился к собравшейся публике, не хочет ли кто-нибудь поиграть вместо него блюз.
Легенда - на то она и легенда. Мик понял, что звездный час для него настал, и поднялся на сцену. "Без
Эрика группа могла звучать ужасно, и я набрался смелости, чтобы заиграть вместо него. Мне пришлось сделать над
собой усилие,- вспоминает он. - Но зато я знал наизусть их альбом "Beano"" (журнал "Guitar", 1998).
Тейлор показал себя в тот вечер преданным учеником Клэптона. Мейолл: "Он не только знал все песни,
но и играл их, как мы, а не просто похоже на нас. После концерта он скрылся, даже не оставив своего имени и
адреса" (журнал "Guitar Player", 8/95). Богу было угодно, что через пару лет, когда Клэптона сменил
Питер Грин и потом засобирался уходить, место лидер-гитариста
в "Bluesbreakers" наконец-то стало свободно. Помощь Мика Джону Мэйоллу пришлась как нельзя кстати.
Джон, вспомнив то памятное выступление, дал объявление в газете "Melody Maker", Тейлор ответил на
него и присоединился к группе в 17 лет.
  
Променять домашнюю жизнь и самодеятельные выступления на профессиональную деятельность в составе
прославленных "Bluesbreakers" на позиции, которую занимали мэтры гитары - это было невероятное
превращение. Чего стоили одни отношения с новым боссом, который был старше Мика на 15 лет !
Тейлор: "Джон был большим эксцентриком, однажды он жил на дереве где-то около Манчестера.
Он собирал эротику и носил свои губные гармошки в специальном поясе. Каждый разговор он
записывал на диктофон". (из книги "Симфония для дьявола")
  
Первый альбом Мика с Мейоллом "Crusade" (1967) показал слушателям, что новичок ни чем не
уступает Клэптону и Грину. Диск был записан за 7 часов в первый месяц пребывания Тейлора в
группе. Мейолл задумал отдать дань уважения разным блюзменам и вообще популяризировать
блюз в эпоху психоделии и авангарда. В группе помимо гитары, баса и ударных был дуэт духовиков
(Крис Мерсер и Рип Кент). На альбоме слышно, что Мик старается следовать стилю своих
предшественников. Диск состоит в основном из обработок, в том числе "I Can't Quit You Baby"
Отиса Раша, которую интересно сравнить с вариантом "Led Zeppelin", вышедшем спустя год.
Для поклонников Мика здесь подарком стала вещь, подписанная авторством Тейлор-Мейолл -
инструментал "Snowy Wood". Мощная гитара Мика в сочетании со слаженным оркестром Джона
Мэйолла сотворила первоклассную рок-композицию с элементами джаза и блюза.
Тейлор использует стандартный для гитаристов Мейолла набор из гитары "Les Paul" и усилителя
"Marshall". Свой первый "Les Paul" цвета заходящего солнца Мик приобрёл в магазине
"Selmer's" на Чаринг-кросс-роуд; продавцом был Пол Коссофф, позднее - участник "Bad Company".
Со временем Мик купит ещё один "Les Paul" у Кита Ричардса, когда "Роллинги" работали над
диском "...Satanic...".
  
Среди других заметных вещей альбома - "Oh Pretty Woman", где Тейлор привносит в звучание группы
манеру Альберта Кинга, а также "My Time After Awhile". Джон Макви (бас) и Киф Хартли (ударные)
были слаженной ритм-секцией "Bluesbreakers". Однако вскоре Макви присоединится к Грину в "Fleetwood Mac".
Тейлор был этим раздосадован больше, чем Мейолл, который считал, что Макви часто "лажал".
"Тейлор был единственным из группы, который продолжал общаться с Макви после его ухода.
Они были близкими друзьями во время Лета Любви 1967 г.: отправились на отдых в Марокко,
где в отеле пили, курили гашиш, и развлекались с женщинами.(журнал "Guitar Magazine",8/98)"
Место Макви займёт Пол Вильямс. Рипа Кента сменит Дик Хексталл-Смит. В таком составе был записан
сингл "Suspicions (Part 1)" (вошедший с двумя записями 1968 г. при участии Тейлора
в сборник Мейолла "Thru The Years", а обратная сторона сингла "Suspicions (Part 1)" попадёт на его
альбом "Looking Back"). Здесь Тейлор играет похоже на Клэптона, но не так дико и яростно,
как он, а более тонко и нежно. Вскоре Пол Вильямс уступил место Киту Тильману.
Во время американских гастролей Тейлор приобрёл свой первый "Fender Stratocaster" под влиянием Хьюберта
Самлина. То время было радостью для Мика, так как он мог сколько угодно ходить по музыкальным
магазинам в поисках блюзовых пластинок. "Bluesbreakers" оставались в городе на несколько дней.
Участники группы встречались с местными музыкантами и импровизировали с ними.
  
Джон Мейолл, по совместительству - архивариус группы, записал большую
часть турне, пришедшегося к выходу альбома. Фрагменты европейских концертов можно найти
на дисках "Diary Of A Band Vol.1" и "Vol.2". Записи это разнокалиберные, притом, что Мейолл
оставил нетронутой концертную атмосферу до и после песен: британский юмор, разговоры
за сценой, жужжание усилителей, и, конечно же, "живые" импровизации.
  
"Vol.1" начинается с отрывистых звуков слайд-гитары Мика, губной гармошки Мейолла, словно
звучащей в полуночном поезде, и траурной духовой секции ("Blood On The Night"). Слушая эту запись,
Джаггер бы многое взял для концертного варианта "Midnight Rambler", но здесь настроение
более расслабленное. 9-минутная версия "I Can't Quit You Baby" начинается с объявления
всех участников группы, и показывает Тейлора во всей красе. Звук его гитары такой сочный,
что хоть ножом режь! Решительная атака соло-гитары прерывается разговорными вставками,
но можно услышать такие инструментальные моменты, от которых волосы встают дыбом. В середине
импровизации громкость возрастает, и слышен голос Кифа Хартли, небрежно говорящего одному
фэну из Дании: "Ну, может быть, новый гитарист повзрослеет, покинет нас и создаст свою группу.
Знаете, как бывает ? Когда гитарист уходит, мы находим нового, но, начиная работать с нами, он полностью
раскрывается только спустя полгода, а потом тоже хочет покинуть группу. Он создаёт свою, и
это идёт на пользу его карьере, а нашей вредит." За монологом следует попурри из "Anzio
Anne" Тейлора, где драматически звучит фидбэк, "The Lesson" и "Snowy Wood", в промежутке
между которыми датский фэн спрашивает, что теперь с Клэптоном и Грином, и покинет ли группу
Тейлор ? На это лидер группы отвечает с юмором: "Не знаю, спросите его самого! Я так не думаю".
Броские звуковые атаки Мика в духе Альберта Кинга оживляют томную длинную вещь "My Own Fault",
которая идёт 11 минут 27 секунд.
  
"Vol.2" продолжает линию предыдущего диска. Отметим вещь "The Train" (6 мин. 35 сек.),где
Тейлор доминирует над усиленными ударными и отдельными вставками духовых. Он повторяет основные
мелодические линии, чтобы придать песне динамику. Эта запись предвещает будущий стиль игры Мика
в "Can't You Hear Me Knockin'". "The Train", как и другие "композиции" Мейолла, являются не
отражением композиторского гения автора, а скорее базовой структурой для виртуозных
соло участников группы. "Soul Of A Short Fat Man"- ещё одна песня Тейлора-Мейолла; надеемся, что
это не Мик придумал название. Основа её - это соло на ударных с небольшой гитарной кодой в
конце.
На главную
           
Далее