МАРИАННА ФЕЙТФУЛЛ - ПЕРВАЯ ЛЕДИ "STONES"



   Эта женщина широко известна публике как подруга Мика Джаггера в 1966 - 1969 годах. Между тем её судьба и творчество дают ей право быть приравненной к участникам "Роллингов" - именно так поступили в одном пластиночном магазинчике, поставив её диски после Ронни Вуда и заштатного клавишника "Stones" Ники Хопкинса. Нельзя сказать,что роман с Миком был главным событием в её жизни. Значительным - да. Этот человек взял у Марианны её молодые годы и немало жизненной энергии. Последствия общения с Джаггером если и не сказываются на ней самой, то на её песнях - уж точно.
   Родилась Марианночка 29 декабря 1946 года в Хемпстеде, Лондон. Полное её имя - Марианн Эвелин Габриэл Фейтфулл. Согласно книгам, матерью её была Ева Захер-Мазох, баронесса Эриссо, внучка известного писателя. Отцом - то ли профессор филологии, то ли шпион Глинн Фейтфулл. Семья вроде уважаемая и известная. Я решил поподробнее узнать о её родителях и не поленился заглянуть в справочник "Кто есть кто в Англии" за последние 40 лет. И что же? Пусто! Нашёл только какую-то баронессу Люси Фейтфулл, незамужнюю, бездетную, всю жизнь занимавшуюся детдомами и за это получившую орден Британской империи. Верить ли после этого книгам ?
   Училась Марианна в закрытой женской школе-пансионате. После её окончания она увидела лондонcкий полусвет. Однажды на вечеринке с Марианной столкнулись Мик Джаггер и менеджер "Stones" Эндрю Олдхэм. Они были так поражены изящностью и красотой девушки, что решили сделать из неё поп-звезду. Первый сингл Фейтфулл вышел в конце того года; на нём она спела песню Джаггера- Ричардса "А слёзы катятся" ("As Tears Go By"). Сингл достиг 9-го места в хит-параде Великобритании. За ним последовали... впрочем, что толку упоминать названия песен, если не только её "MP3"-шного диска не издали у нас в России, но и нет ни одного раннего лицензионного альбома ! У новоиспечённой певицы оказалось приятное меццо-сопрано - голос не высокий и не низкий, а к тому же и какая-то особая, милая манера произношения согласных. Забавный у неё был английский язык - вместо "the" она пела "vi", а твердое "l" звучало коротко и мягко, как во французском слове "lit". Акцент - вот как это называется ! Продюсеры придерживали нашу симпампулю в стилистике незамысловатой, сейчас бы сказали - детской лирики типа "Битлов", с аранжировками под Барокко - клавесин, скрипки, акустическая гитарка. Марианночка исполняла известные хиты, такие как "Yesterday", старинные английские баллады, произведения начинающих сочинителей (среди них - Джимми Пейдж), и даже музыкальную версию "Бармаглота".
   В 1965 г. Марианна познакомилась с владельцем художественной галереи Дж. Данбаром и вышла за него замуж. (Этот человек заслуживает упоминания ещё и потому, что именно в стенах его заведения познакомились Джон Леннон и Йоко Оно.) Вскоре родился сын Николас. К 1966 году она стала одной из самых популярных певиц, у ней было 5 альбомов (вместе в Англии и США). И тут случилось нечто для поклонников её пения очень печальное: она решилась связать свою судьбу с Миком Джаггером. Марианна переехала к нему, сбежав от мужа, и жила с ним до середины 1969 года. За это время у ней не вышло ни одной пластинки, кроме сингла со скандально известной "Сестрой Морфин", которая была изъята из продажи на следующий же день... цензура Чопорнсвилля! Видимо, она так расслабилась в творческом плане потому, что мечтала устроить своё счастье. Считавшая Мика настоящим человеком богемы, а не заурядным шоу-бизнесменом, она знакомила его с интересными людьми, необычными книгами и вот теперь - с наркотиками, которые расширяли сознание навстречу потусторонним космическим видениям. Увы - Джаггер не оказался вторым Брайаном Джонсом. В творчестве он полагался на идеи соратников, не желая жертвовать здоровьем и покоем, которые уносила наркота. А в жизни он был внешне мягким, податливым и послушным - но лишь внешне. На самом же деле Мик всегда был погружен в свои интересы. Почему Марианна выбрала Мика, а не Джонса? Не в первую голову - потому, что в отличии от Джаггера, у того не было ореола рок-звезды и вожака молодежи... со всеми вытекающими. Этот ореол наверняка ей льстил, как девушке творческой, а еще весьма и весьма самолюбивой.
   Марианна захотела стать настоящей хиппи и ждала того же от своего бойфренда. Но он оказался стойким парнем. Мик даже в постели не забывал о том, кто он и что он. С ним можно было разговаривать на любую тему - война во Вьетнаме, положение женщины в современном обществе, мотивы английской классической литературы в современной рок-музыке, кроме одной. СЕБЯ САМОЙ. Он не выносил, когда девушка жаловалась ему, как ей тоскливо, скучно, почему бы не съездить туда-то, купить то-то и т.п. То есть, Джаггер любил, чтобы всё внимание в отношениях между ним и женщиной доставалось исключительно ему. Мику бы заботливую, кроткую, вроде Линды Маккартни (в конце концов он найдёт себе таковую в лице Джерри Холл). Не буду описывать, как увлечение наркотиками на закате романа с Джаггером свело на тот свет их дочь Коррину (которая умерла во чреве Марианны), а затем, без пяти минут - и её саму. Я видел Марианн на фото сразу после выкидыша - на премьере мюзикла "Волосы" 4 декабря 1968 (справа). И что же? Блаженненькая улыбочка, стоит она чуть развалясь. На съёмках "Рок-н-ролльного цирка" голос Марианны зазвучал совсем по-другому: чуть хрипловато и в нос. Казалось иногда, что она вот-вот заплачет, но в этот самый момент на её лице показывалась улыбка. Она словно постарела на много лет.
   Еще в 1967 году Марианна начала карьеру актрисы. Первой её ролью (второго плана) был фильм "I'll Never Forget What Is His Name" ("Я никогда не забуду его имени"), где из её уст впервые в западном кинематографе слетело плохое слово из трёх букв. Затем была лента "The Girl On A Motocycle" ("Девушка на мотоцикле"), где она сыграла любовницу главного героя (Ален Делон). Сюжет фильма такой: замужняя девушка, устав от рутины быта, одевает на голое тело крутую кожаную куртку и едет к своему любовнику, оседлав рокерский мотоцикл. По пути в её голове проносятся воспоминания о прежних свиданиях (иногда в постели). Но подъехав к дому милого, мотоцикл внезапно теряет управление, и Марианина героиня разбивается насмерть, пролетев через лобовое стекло встречного автомобиля. Впоследствии сама Фейтфулл жалела о том, что не посвятила себя кинематографу полностью: многие режиссеры отчетливо чувствовали её зарождавшийся актерский потенциал. Впрочем, в интервью она часто говорила, что её приглашали только в плохие, по её мнению, фильмы, за исключением экранизации "Гамлета" (1969), где ее общее "личное" время, в отличии от театрального варианта, не доходит и до 5-ти минут.
   Моё мнение таково, что она страшно позавидовала Брайану Джонсу, как он умер: без боли и страданий. Она решила покончить с собой не потому, что Мик разлюбил её: в нём она любила саму себя. Марианна, с головой погрузившаяся в хиппистскую мифологию, видно, считала, что раз конец света не за горами, может, не стоит и ждать? После своего чудесного спасения и разрыва с Джаггером наступил туманный период в её жизни. Писали, что она жила в лондонских трущобах с бомжами и отдавалась за дозу героина кому не попадя. Это не мешало ей (эпизодически) играть в театре Алису в Стране Чудес и других героинь из пьес известных английских драматургов. Снималась она и в кино, но всё больше на третьих ролях. В 1977 году Марианна решилась вернуться на музыкальную сцену. Выпустила диск с нелепым названием "Dreaming My Dreams". За ними последовали ещё два - "Faithless" и "Broken English". На долю последнего выпал нежданный успех. Здесь есть прекрасные жёсткие рок-номера и оригинальные мелодии. Я поражаюсь, почему Марианной не заинтересовался ансамбль "Black Sabbath": в её теперь хриплом до жути голосе появилось столько надсаду, металла, зла, что сам Осборн удавился бы от зависти. Видно, в "саббатаи" брали только мальчиков...
   И этого надсаду хватало ей ой как не всегда. Так, на одном телешоу в 1980-м у ней в прямом эфире сорвался голос... К тому времени она побывала замужем за панк-рокером Беном Брирли и издала диск "Dangerous Aquaintances" ("Опасные знакомства" - знаковое название!), после чего на 2 года исчезла неведомо куда. Некоторые чудаки утверждали, что она побывала... в СССР. В 1983-м - ещё один диск, несколько песен для которого написал безвестный композитор со вкусным именем Валлио, а на перкуссии играл не много не мало Рафаэль дель Джезу. И снова молчание - до 1987 года. На пластинке "Strange Weather" появляются несколько грустных баллад известных джазовых авторов и такое горькое замечание: "Во всем мире с посторонними заговаривают только о погоде". Вплоть до сегодняшнего дня Марианна издаёт себе диски, снимается в кино, даёт концерты. Можно увидеть её в обновленном варианте рок-оперы "The Wall", поставленной в Берлине в 1990 г., а также в клипе "Металлики" "Memory Remains" и игровом фильме Патриса Шеро "Интим" (2001). В последнем её альбоме "Kissin' Time" гостит молодняк в лице Билли Коргана и Бека, но на музыке это не сказывается. Марианна скорее не поёт, а произносит своим слегка надтреснутым голосом монологи под оригинальную полуэлектронную музыку. Порой они напоминают бред ("Все городские говна, у которых на уме только тряпки, стоят в очереди, чтобы поцеловать меня в задницу"), порой - упаднические настроения конца 60-х ("Теперь время заниматься сексом с незнакомыми людьми"). Есть зашифрованные словечки вроде "hoochy wood", смысл которых понятен, может быть, только знающим русский - звучит как "хочу его". Кажется, именно так должны бы звучать "Stones", не умри в 1969-м Брайан Джонс. Жаль, что на такую творческую женщину не нашёлся свой исследователь, а в Интернете мало фоточек, где она молоденькая и красивенькая.
   Для меня Марианна - фигура даже более выпуклая, чем Мик Джаггер. Кощунственно звучит, но такова сермяжная правда души роллингомана с 15-ти летним стажем. Мик - просто певец. Она - образ.
  

Назад