Мик Тейлор: блудный сын "ROLLING STONES"

(Продолжение: 1971-1973)

   Тейлор играл на 2-х малоизвестных альбомах, изданных в 1971 г.: "Workers Playtime" Би.Би. Бландера, где записал партию бас-гитары для одной песни - "New Day"; а также на дебютной пластинке Рега Кинга. Ни один из них не назовёшь сверхуспешным в коммерческом плане, и вскоре Тейлор целиком погрузился в работу над следующим проектом "Stones" - "Jungle Disease", который вышел в 1972 г. под названием "Exile On Main St." Этот двойной альбом был записан в конце 1971 г. в доме Кита "Nellcotte" во Франции, но некоторые песни были сделаны в английском доме Мика Джаггера. На диске присутствует ощущение "живого" музицирования и атмосфера вечеринки, которая и доминировала в процессе записи. Микширование было более грубым, с вокалом, убранным вглубь, и акцентом на гитары. Глянец, которым отличался "Sticky Fingers", уступил место более неотшлифованному звучанию. На "Exile" "Роллинги" упражняются в госпеле, рок-н-ролле 50-х годов, в блюзе своих музыкальных предшественников Слима Харпо и Роберта Джонсона, в кантри. В итоге получился чисто "стоунзовский" рок, квинтэссенция различных влияний и личных умений: радостная "Loving Cup", забористая "Rocks Off", "влажный" слайд на "All Down The Line", жалобная "Shine A Light"... короче, набор отличных песен.
   Записи проходили на грани безумия. Ф.Норман: " С июня по сентябрь основным компаньоном Кита был Мик Тейлор, который жил с Розой в гораздо более скромном доме вверх по склону от "Nelcotte". Однажды, когда в доме Ричардса собралась куча-мала, Кит с Анитой пришли и постучались в дом Тейлора со словами: "Можно у вас немного передохнуть?" " Тейлор: "Помню, однажды на завтрак у Кита собралось 50 человек. Было похоже на лагерь отдыха." Мик увеличил свой вклад в "Exile" игрой на бас-гитаре в 4-х песнях. Он упомянут в качестве соавтора Джаггера и Ричардса в песне "Ventilator Blues" - это в первый раз! - а также на "Stop Breaking Down", на которой указаны фамилии всех участников в качестве аранжировщиков народной песни. Среди наиболее удачных гитарных партий Мика следует назвать стремительную игру слайдом на "All Down The Line" и увлекательные соло-проходы в "Shine A Light". В целом на альбоме вся прелесть гитар раскрывается в их совместном звучании, как на "Tumbling Dice" или "Rocks Off". Что бы не говорилось потом, оба гитариста отлично сыгрались. По ходу турне и на двух следующих альбомах динамика в их исполнении изменится; тем не менее, видеозапись, сделанная в Монтрё и показанная в телепередаче "The Old Grey Whistle Test" (её можно достать на бутлежных видеокассетах) свидетельствует: Мик и Кит отлично чувствовали друг друга. Тейлор, будучи лидер-инструменталистом группы, поддерживал и подстёгивал Ричардса, так как тот всё глубже уходил в наркотики и поэтому играл всё проще и проще. Идея о двух лид-гитаристах исчерпала себя.
   В книге Э.Льюиса Мик оценивает свою роль в создании альбома: "Я не сильно проявил себя с исполнительской стороны, поскольку так были задуманы все песни. Это в основном рок-н-роллы, и они сами по себе важнее звучания отдельных инструментов. На мой взгляд, все мы выложились на этом альбоме больше, чем на других, в смысле новых идей. Подобное было на записи "Sticky Fingers", и всё-таки эти диски нельзя сравнивать. Они абсолютно разные - в их записи применялись разные методы работы. Обычно мы снимали студию на определённое время, и так было каждый день. Но в данном случае каждый приходил на запись, когда хотел, и мы работали в разных составах. Поэтому песни и получились разными. Я играю на бас-гитаре в 4-х или 5-и вещах. Кит играет на клавишных. Мик играет на гитаре в одном или двух номерах. Мне всегда нравилось играть на басу, и если предоставляется такая возможность, я не упускаю её. Думаю, что "Exile" - лучший льбом из всех, что я записал с группой." Во время турне 1972 г. был снят фильм-концерт "Ladies And Gentlemen, The Rolling Stones". Сейчас его трудно достать к огорчению тех, кто считает, что группа тогда была на пике своей карьеры. Также досадно, что концертный альбом, записанный тогда, был отложен на дальнюю полку. Существуют-таки подпольные издания фильма, и по ним можно судить, что "Роллинги" в самом соку, звучат собраннее, чем 3 года назад, и с захватывающими гитарными моментами прекрасно сочетается расширенная группа аккомпаниаторов. В разных изданиях видео - различное количество песен; знатоку следует поискать полный 15-песенный вариант. Позор официальным лейблам, что он до сих пор не издан, бесспорно, статус Тейлора в музыкальном мире возрос бы, если многие увидели и послушали бы эту классную запись.
   Скрупулёзно изучая "Stones", можно признать, что они стали почти безупречной концертной рок-группой. отточив каждый свой номер до совершенства. Кое для кого они были даже чересчур безупречными, слишком профессиональными. Мик Джаггер: "Видит Бог, я по-прежнему люблю рок-н-ролл. Мне всё ещё хочется, чтобы группа экспериментировала как по форме, так и по содержанию. Мне нравится альбом "..Satanic...". Я имею в виду, что у Мика Тейлора ещё более странные идеи, чем у меня, и я знаю, что Чарли будет согласен даже с ними. Я не хочу, чтобы участники группы полагались только на меня. ("Rolling Stone")" Когда "Stones" начинали турне, в их репертуаре было много песен из "Exile", но вскоре они перестали играть "Loving Cup" и "Torn & Frayed", сконцентрировав внимание на более известных песнях. Дальнейшим экспериментам группы помешала сама жизнь. Кит считал, что жизнь за пределами Англии во временных жилищах разрушает единство группы. В то время, как Мик Тейлор мечтал ставить музыкальные опыты, видя себя в одной из главных ролей, наступили трудные времена. Чарли и Билл были арестованы во Франции по подозрению в причастности к наркотикам, и угроза тюрьмы висела над ними несколько месяцев. Джаггер был занят своей женой Бьянкой и светскими тусовками (хотя в октябре ему удалось вырваться в студию для микширования концертного альбома, который так и не выйдет). Кит переселился в Швейцарию в августе и развлекался синтетическими наркотиками.
   После гастролей 1972 г., во время каникул, "Stones" вернулись к студийной работе. Согласно Э.Льюису, в студии "Elektra" в Голливуде они записали несколько песен, сочинённых Тейлором, в том числе "Potted Shrimp" и безымянный инструментал (может быть, "Separately" ? ) Ни одна из них не войдёт в официальный альбом группы. С ноября 1972 г. по март 1973 г. "Роллинги" записывали на Ямайке спорный, по мнению многих, альбом "Goats Head Soup". Кит купил там виллу в декабре 1972 г. По ходу записи продюсер Джимми Миллер и звукорежиссёр Энди Джонс погружались в мир наркотиков, и порой не бывали на месте работы. В январе группа выступила на благотворительном концерте в помощь пострадавшим от землетрясения в Никарагуа. Она исполнила, помимо прочего, старые вещи "Route 66" и "It's All Over Now" плюс "No Expectations" с волшебной слайд-гитарой Мика. Дважды "Stones" играли в Гонолулу, а в феврале посетили с гастролями Австралию и Новую Зеландию. На Гавайях Тейлор заявил в интервью журналу "Rolling Stone": "Я не желаю всё время стоять за спиной Мика (Джаггера)". В январе 1973 г. он записал несколько гитарных партий для сольного альбома клавишника Ники Хопкинса "The Tin Man Was A Dreamer". Диск состоял из собственных композиций Хопкинса с участием студийных профессионалов и нескольких "звёзд". В их числе была духовая секция "Stones" - Бобби Кис и Джим Прайс, а также Рэй Купер, Крис Спеддинг, Клаус Фурман и Принц Прерий. Тейлор играет в 3-х вещах: "Dolly" (это баллада в духе Леннона с соло на примочке "Вау-Вау"), "Speed On" и "Lawyer's Lament".
   Лишь только окончилось австралийское турне, Тейлор немного попутешествовал и посетил Индонезию. Вернувшись в Англию, он присоединился к Майку Олдфилду для исполнения произведения "Tubular Bells" в Зале королевы Елизаветы в Лондоне. На концерте присутствовал Мик Джаггер, и он, наверное, понял, что хотел играть Тейлор. Майк Олдфилд - гитарист-виртуоз, и этот его инструментальный проект стал легендарным. "Tubular Bells" - ослепительная студийная работа с обилием оркестровых инструментов и гитар, что очень импонировало Тейлору. Она отстояла от простеньких "чак-берризмов", которые продолжали создавать "Stones", на много световых лет. Предмет раздора среди коллекционеров Тейлора: в прессе ( в т.ч. в журнале "Guitar World") говорилось, что он играет на альбоме "Tubular Bells" и/или на "The Orchestral Tubular Bells", но его имя не указано ни на одном из них. Однако Мик присутствовал в телетрансляции вышеупомянутого концерта. (К слову, книга "The Rolling Stones A to Z" утверждает, помимо прочего, что Тейлор играет на альбоме Мейолла "Empty Rooms", но имени Мика тоже нет на обложке диска. Даже если он не играет ни на одном из этих дисков, они и без того стоят, чтобы их купили!)
   В №19 журнала "Blues Man" Э.Льюис спросил Мика, предлагали ли ему Майк Олдфилд или Билли Престон присоединиться к их группам. Тот ответил: "Я играл с Билли Престоном, как вы знаете, и вместе с Майком Олдфилдом на "Tubular Bells", первом альбоме фирмы "Virgin". Я принимал участие в 2-х концертах в Зале королевы Елизаветы, но меня не приглашали в группу насовсем. Единственный ансамбль, в который мне предложили войти, когда я был в "Stones", но не решился их покинуть - это "Free"/"Bad Company". Это случилось примерно на стадии завершения "Goats Head Soup". Я встретился с Полом Роджерсом и Саймоном Кёрком на Ямайке, у них не было гитариста, а мы не гастролировали. Они спросили, не желаю ли я поехать с ними в турне. Я не смог согласиться, так как был связан обязательствами со "Stones". Но это была, на самом деле, неплохая идея." Эти двое в конце концов связались с гитаристом "Mott The Hoople" Миком Ральфсом, и "Bad Company" со временем достигли большой популярности. Остаётся только догадываться, что бы произошло, если бы Тейлор сказал "да".
   "Goats Head Soup" был выпущен в августе 1973 года. Хотя ни сама группа, ни критики не посвятили ему восторженных выказываний (Кит называет его проходным, а Тейлор говорит, что он "несколько лишён общего направления"), и на нём есть отличные песни. Альбом хорошо продавался и увеличил аудиторию группы за счёт поклонников поп-музыки, которым не нравился "Exile". Песни "Angie" и "Heartbreaker" по-прежнему передают по радио. Тоскливая "100 Years Ago" - это фанковый номер с обилием клавинета, Кит играет на басу, а Тейлор атакует примочкой "Вау-Вау", особенно во время импровизации в конце. В книге "The Complete Guide To The Rolling Stones" сказано: " Фанковый хит набирает обороты тогда, когда Мик Тейлор исполняет соло, изрядно искажённое "вау-эффектом", превратив поверхностное упражнение в модном стиле в нечто из ряда вон выходящее." "Winter", прочувствованная вокальная пьеса Джаггера, достигает кульминационного момента, как только рвущаяся в верхний регистр лидер-гитара продирается сквозь звуки оркестра и тарелок. "Silver Train", наверное, самый динамичный номер альбома - это рок-композиция 1970 г. с отличной слайд-гитарой, не включенная в концертный репертуар из-за схожести с "All Down The Line". Ещё одна песня в стиле блюз-рок - "Hide Your Love" , по Э.Льюису, очередная композиция Джаггера- Тейлора, авторские права на которую не были предоставлены последнему. Флирт "Stones" с фанком и танцевальной музыкой, достигший апогея на сингле "Miss You" (1978), здесь заметен в песне "Dancing With Mr.D". Её критиковали за глупый текст, но в общем она соответствует высокому уровню предыдущих дисков. Кит назвал "Goats Head Soup" "хламом", и слушая этот диск, местами действительно чувствуется нечто неформатное, незавершённое. Но, переслушав его внимательно, можно открыть для себя много интересных музыкальных моментов. Кажется, что это не тот альбом, который хотели бы сделать все участники "Stones" без исключения. Зато он показывает, что они не прочь были поэкспериментировать.
   Интересный факт: песни "Tops" и "Waiting On A Friend" были записаны именно во время создания "Goats Head Soup". Они вышли в свет только в 1981 г. на альбоме "Tattoo You", и тогда Тейлор решил судиться с группой, так как на конверте не было указано его имя, и, скорее всего, ему ничего не заплатили. Среди других забракованных вещей, так и не изданных официально - инструментальная пьеса "Separately" с участием Хопкинса и Тейлора, фанк-роковая "Save Me", которая будет посильнее многих песен с "Goats Head Soup", а также "After Muddy & Charlie", "Chris Cross" и "Jamaica". Ещё одна запись, сделанная тогда - "Through The Lonely Nights", прозрачная баллада с акустическим колоритом, в которой, по мнению многих, играл Джимми Пейдж. Она вышла на обратной стороне сингла "It's Only Rock'n'Roll" (1974). Изысканные вокал и подпевки, утопающие в звуках "вау" - педали, музыка с отголосками самых разных стилей, от кантри до реггей, и плачущее соло гитары - вот характерные особенности этой песни.
   Турне 1973 г. показало, что группа стала играть просто отвязно, хотя, может быть, чуточку "сглаженно". Бывало, звучали на концертах песни с нового альбома - "Dancing With Mr.D", "Angie", "Star Star", "Heartbreaker"; "100 Years Ago" - только один раз. Лидер-гитара Тейлора более выделялась на концертах, чем в студии. Две записи, сделанные по ходу турне, появились в передаче "King Biscuit Flower Hour", и по ним можно судить, что "Stones" продолжали развиваться. Теперь Кит в основном играл ритм, в то время как трудолюбивый Тейлор описывал вокруг его партии различные "кренделя". Энтузиазм скромного гитариста при исполнении "величайших хитов" дошёл до того, что он солировал при каждом удобном случае; песни "You Can't Always Get What You Want" и "Midnight Rambler" продолжались на сцене более 10 минут. Соло Мика в последней были просто зубокрошительными. Признаем, что частые соло-проходы Тейлора на концертах не являлись плодами его музыкального эгоизма; британский журналист Ник Кент так описывает наркотическую зависимость Кита в его биографии, написанной В. Бокрисом: " На всех его гитарах стояли держатели ладов, чтобы не брать баррэ. На каждую песню была новая гитара, так как он был слишком обколотым, чтобы настраивать инструмент. Большую часть 1973 г. он был вроде робота. Некоторые концерты были отличными, но он был роботом. Живым трупом. Он витал в иных мирах". Таким образом, все партии лидер-гитары перешли к Тейлору, как в "Bluesbreakers".
   Ансамбль в то время решил следовать моде на "мишурный" образ, все музыканты стали использовать грим. Мик Тейлор стал замечать, что его засасывает та же трясина, что и Кита Ричардса. Участники группы были окружены наркодилерами и разными подозрительными типами. Ник Кент продолжает: "Это было наркотическое турне. Мик Тейлор всё больше растворялся в наркотическом тумане. В период между 1973 и 1974 годами многие музыканты подсели на героин. Воскресные приёмы наркоты превращались в каждодневные, и никто не давал себе отчёта в происходящем. Тейлор становился одним из них." Хотя Мик и скатывался постепенно на дно, он оставался очень активным в плане творчества. Записи с Хопкинсом были не единственными проектами с людьми из тусовки "Stones": фамилия Тейлора есть и на альбоме "Европейское турне Билли Престона" (изданном в августе 1974 г.), где он сыграл на лидер-гитаре.
   Престон был известен как великолепный клавишник и популярный исполнитель, он работал с "Beatles" на закате их карьеры, а потом, в середине 70-х, и со "Stones". Его группа "Krackers" выступала в первом отделении перед европейскими концертами "Роллингов" в 1973 г. В ее составе Тейлору предоставилась возможность выдавать потоки горячих соло-партий, в то время как Билли исполнял роль музыкального проповедника. Престон не ставил себя центром шоу, предоставляя это всем желающим в его группе. На фотографиях можно увидеть Мика в африканском парике огромных размеров. Среди других фото, помещённых на конверте диска, Мик играет на гитаре "Stratocaster", Билли выходит на сцену с Бьянкой Джаггер. Аннотация к диску заявляет: "У вас появится мысль, что если бы Престон, а не "Jefferson Airplane", выступал перед "Stones" и ранее, то Альтамонт был бы совершенно другим." В концертном альбоме доминирует атмосфера импровизации, с выдумкой воссозданного стиля "госпел". В начале звучит песня "Day Tripper", непродолжительная ударная фанковая версия, в которой гитара Мика свободно парит над звучанием группы, заполняя промежутки между куплетами разными виньетками, и при этом ведёт основной рифф. Песня протеста "The Bus" (попурри), которую также можно найти в отредактированном виде на бутлеге "Mick Taylor: On The Killing Floor", предстаёт во всей своей волшебной красе, уводя слушателя в небеса. Тейлор работает напряжённо, как у Мейолла, переключаясь с фанковых аккордов на кричащие соло (примерно так же Билли и Мик звучали на "100 Years Ago"). "Let It Be" получилась величественной и яркой, с плачущими пасажами Мика, искажёнными эффектом обратной связи. Затем звучит мощная "Sway", и внезапно Билли говорит в микрофон, что работал со "Stones" и Рэем Чарльзом. Он переключается на песню "Let's Go Get Stoned". Его импровизация "Billy's Bag" завершает первую сторону альбома.
   Вторая сторона начинается с хита "Will It Go Round In Circles". Вещь "Outta Space", похожая на концертную запись "Stones" 1975-1976 годов, также заслуживает внимания: во время её исполнения Престон призывает всех музыкантов выдать что-нибудь "эдакое". Тейлор отвечает великолепным динамичным соло."Higher (Vamp)" исполняется с участием публики, и в ней много свободных импровизаций. Имея полную свободу исполнения, Мик Тейлор играл (или переигрывал, как считают некоторые критики) с таким же тщанием, как и в "Stones". Тем не менее, выступление самой группы после Престона выглядело более сдержанным. Диск завершается песней "Get Back". Он не переиздавался, и сейчас является для фанов Тейлора чем-то вроде Святого Грааля. Этот альбом и ещё бутлег "Headin' For An Overload" опровергает устоявшееся мнение, будто Мик не мог играть хорошо на каждом выступлении. Он сполна отдавал себя обеим ансамблям.

На предыдущую             Назад             Далее