"Stones" и психоделия
  
Можно поспорить о временном периоде, когда группа делала психоделическую музыку, но я
попробую определить его начало выпуском диска "Between The Buttons" (февраль 1967 г.),
а конец - выпуском сингла "Jumpin' Jack Flash" (май 1968). Разнообразие стилей,
влияний и исходного музыкального "продукта" в это время просто поражает, учитывая
всплеск энергии, вызванный арестом в доме Ричардса.
  
Во время сеансов записи конца 1966 г. "Rolling Stones" завершили свой самый мощный на
тот момент поп-альбом "Between the Buttons" песней "Something Happened to Me Yesterday".
Мало кто задумывался, что она станет началом нового творческого курса для группы. Погружение
в наркотики и музыку - определяющий фактор новых опытов. Для Брайана Джонса эти вещи
были не в новинку (его дважды арестовывали за время записи "Their Satanic
Majesties Request"), но такого ритм-энд-блюзового пуриста, как он, музыка того времени,
наполненная психоделическими фразировками, вряд ли могла устраивать. Я это говорю к тому,
что причиной его ухода из группы были музыкальные разногласия: (цитата) "Я хочу играть свою музыку,
которая никак не похожа на музыку Stones" (конец цитаты). Такое заявление показалось
бы уместным в 1967 г., когда музыканты выгнали Эндрю Луга Олдхэма, чтобы воплощать только
свои задумки, но в 1969 г. Джонс покинул группу на пике её увлечения Дельта-блюзом и создания
дисков "Beggars Banquet" и "Let It Bleed" .
  
Кто-то может сказать, будто "Their Satanic Majesties Request" (TSMR) была просто бледной
копией битловского "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" - этакого психоделического
приключения. Однако на самом деле психоделия "Stones" была более "ядрёной", не разбавленной
сладкими поп-мотивами, как на концептуальном диске "Beatles". Это была психоделия
чистой воды. В середине 60-х этот жанр был довольно привлекателен для публики и некоторым
исполнителям дал популярность. Некоторые из психоделических опытов того времени:
  
"The Byrds" - "Eight Miles High", декабрь 1965
  
"The Count Five" - "Psychotic Reaction", сентябрь 1966
  
Джими Хендрикс - "Are You Experienced?", май 1967
  
"The Jefferson Airplane" - White Rabbit, июнь 1967
  
"The Strawberry Alarm Clock" - "Incense And Peppermints", октябрь 1967
  
"Status Quo" - "Pictures of Matchstick Men", январь 1968
  
Эрик Бёрдон и "The Animals" - "Sky Pilot and Monterey", 1968
  
У некоторых музыкантов был более "тяжёлый" элемент в психоделии, что было больше похоже на
тогдашнюю манеру "Stones". Например:
  
"The Electric Prunes" - "Get Me To The World On Time"
  
"Spirit" - "Dark Eyed Woman"
  
"Beatles" - "Rain"
  
"Ultimate Spinach" - "Ego Trip"
  
Нико - "Little Sister", "Evening of Light"
  
"H.P. Lovecraft" - "The White Ship"
  
"H.P. Lovecraft" - "Electrallentando": возможно, источник вдохновения для песни
" 2000 Light Years From Home"!
  
"Art" - "Supernatural Fairy Tails"
  
"Country Joe And The Fish" - "Section 43"
  
Вот компакт-диски, отражающие интересующий нас жанр в творчестве группы:
  
"Требует и приказывает" / "Request Аnd Requires" Capricorn Records CR-24E
  
Название этого СD содержит игривые намёки на слова в британском паспорте, вдохновившие
"Роллингов" назвать свой диск "Требование их сатанинских величеств"/
"Their Satanic Majesties Request" (TSMR). Здесь 24 дубля песни "Цитадель" / "Citadel"
плюс рабочая инструментальная версия песни "На иной земле"/"In Another Land". Интересная
эволюция одной из самых неприметных песен на альбоме TSMR.
  
"Путешествие во времени, часть 4"/"Time Trip Volume 4" Gold Standard SIAE.: RS-23-94-07
  
Тут несколько интересных моментов, касающихся песен психоделической эры:
  
1)
"Jumpin' Jack Flash" : версия со словами только в припеве с окончательной дорожкой
сопровождения. Альтернативные версии этой песни можно услышать также в видеоклипе, где
группа предстаёт с накрашенными лицами; они же появляются на классической виниловой
пластинке "Beautiful Delilah" (TMQ: RS 507 A/B). Песня в первоначальном инструментальном
варианте была записана в Суррее в 1968 г., и два таких варианта её можно услышать на
виниловом диске "1968 Surrey Rehearsals" (68-RSSR-ONE/TWO), выпущенном ограниченным
тиражом 200 экз.
  
2)
"Child of the Moon": одни подпевки.
  
3)
"We Love You" - дубль 4: "Электронная" инструментальная версия в
стереозвучании. Просто улёт!
  
4)
"Dandelion (Sometimes Blue"): неотшлифованная демо-версия. Вокал - Кит!
  
"Ваши сатанинские сеансы"/"Thee Satanic Sessions" Diablo Music (CDDI 002)
  
Здесь только композиция "Космическое Рождество"/"Cosmic Christmas" подходит к нашей теме.
Другие записи по времени создания такие же, но по характеру ближе к диску "Банкет нищих"/
"Beggars Banquet".
  
"Сатанинские сеансы", часть 1 / "Satanic Sessions" - 4 CD, "Midnight Beat"
  
Комплект целиком посвящён черновому материалу обсуждаемого периода.
  
Разбор диска 1
Разбор диска 2
  
"Сатанинские сеансы", часть 2 / "Satanic Sessions" - 4 CD, "Midnight Beat"
  
Грампластинки:
  
"The Beatles" и " The Rolling Stones": Пойте все вместе"/
"The Beatles and The Rolling Stones: Sing This All Together" Smilin' Ears
(77002-A/B/C/D)- двойной альбом.
  
Диск "TSMR" имеет чёткое разграничение каналов, что позволило показать лицом все
красоты данного стиля. Эти типчики-бутлегеры убрали один или другой канал
с канонического диска и полученное представили в моно, чтобы получились типа
другие версии официальных песен. Например:
  
1) "Пойте все вместе"/"Sing This All Together" : убраны голоса из правого канала,
а также эффект "вопрос-ответ" в хоре.
  
2) "Фонарь"/"The Lantern" : убран правый канал с электрогитарой и электронным
эффектом после звуков акустической гитары. Получилась более "акустическая " версия.
  
3) "На иной земле"/"In Another Land"-1 : убран правый канал с подпевками Джаггера в
припеве. Подпевки Кита с левого канала отчётливо слышны ближе к концу песни.
  
4) "На иной земле"/"In Another Land"-2 : убран левый канал с дуновениями ветра и выдвинутым
вперед вокалом Уаймена.
  
5) "Она как радуга"/"She's a Rainbow": убран правый канал с "у-ля-ля".
  
6) "Цитадель"/ "Citadel": убран вокал левого канала, оставлено только сопровождение.
Нет ощутимых следов убранного голоса.
  
6) "Гомпер-1" / "Gomper"-1 : Только начальная вокальная часть без звуков бонг
и баса.
  
7) "Гомпер-2"/ "Gomper"-2: Инструментальная часть песни без струнных
(возможно, ситара) из левого канала, оставлены только бонги и флейта из правого.
  
8) "2000 световых лет от дома"/"2000 Light Years From Home": убран левый канал с вокалом,
так что звучит как инструментальное демо. Также нет ощутимых следов вокала.
  
"Когда две легенды пересекаются"/"When Two Legends Collide" Tuna (215-A/B)
  
Одинарный диск с некоторыми вещами из предыдущего.
  
"Когда две легенды пересекаются"/"When Two Legends Collide"
Picture Disk/диск-картинка
(215-A/B)
  
То же самое содержание. Картинка с Джаггером из книги Д.Дэлтона "Rolling Stones: An
unauthorized biography in words, photographs, and music" (David Dalton), 1972, стр.158.
  
"Разное"/"Miscellaneous" Speed-Records (3001-A/B)
  
Ещё один из нескольких дисков, на котором есть песни группы "The End" с Биллом Уайменом как соавтором и продюсером: 1)
"Shades of Orange"
2)
"Loving Sacred Loving"
Они также изданы на бутлегах "Schoolboy Blues: The
Unreleased Tracks Vol. 1" Living Legend (LLR-CD-052), "Catfish" (Act 2)
- "золотой" СD, и "Ultra Rare Trax Vol. 3" и "Vol. 5".
  
7-дюймовые виниловые грампластинки:
  
Сингл "Космическое Рождество"/"Cosmic Christmas" (TLB 2000-M) Моно/Стерео
  
16 минут позорного "тащилова" на зелёном виниле. Проиграйте назад - увидите, что
получится!
  
"Неизданный материал 1967"/"Unreleased Material 1967" Glimmer Twin Rekords (URRND-784 EP) -
диск формата "миньон". Здесь -
  
1)
"2000 Light Years From Home": поющий детский голос в начале,
по ходу песни - звуки плывущей лодки, дуновения ветра, шум прибоя. Моно-запись, описанное
начало "приделано" перед музыкальным вступлением, но достаточно профессионально смикшировано,
так что эта версия имеет право на существование.
  
2)
The Lantern" - монозапись без электрогитары из правого канала... очень
подозрительно!
  
3)
"In Another Land" : необычно - по ходу песни возникает вторая мелодия.
Звучит, как если бы включили вместе телевизор и радио. Диссонанса нет, просто как бы
"подводное течение" в музыке. Это стереозапись, и мелодия вмикширована в оба канала.
  
"Счастливого Рождества"/"A Merry Christmas" EP (URRNP-951/952)
  
1) "Она как радуга"/"She's a Rainbow" ("кислотная" версия): во вступлении - карнавальный
органчик; стрельба из оружия, гул самолета в левом канале - во время проигрыша пианино.
  
2)"Цитадель"/ "Citadel": моно-инструментал... опять звучит подозрительно.
  
3)"Пойте все вместе"/"Sing This All Together": глашатаи, звуки толпы, выстрелы из пушек
в начале.
  
Несколько записей на этом диске имеют звучание "ацетата"; возможно, это такие же
эксперименты с разными звуками, как во вступлении к официальной версии первой песни.
  
Назад